Украинcкая компания вскоре представит свой аналог SmartWatch

Как ридерам выдержать конкуренцию с планшетами, почему будущее за системой образования и какие "умные" гаджеты, кроме часов и очков, стоит ждать в ближайшие годы, в интервью Delo.UA рассказал совладелец компании Senkatel Олег Науменко

В 2007 году Олег Науменко был одним из основателей компании PocketBook. Как только этот сегмент рынка начал терять популярность, Олег продал бизнес и начал заниматься производством планшетов. Его новая компания Senkatel специализируется на разработке планшетов для детей и готовится к запуску своего варианта SmartWatch в странах СНГ. В интервью Delo.UA Олег рассказал, каким образом ридеры могут конкурировать с планшетами, что нужно учитывать, создавая планшет для детей, а также за какими "умными" гаджетами будущее.

Олег, рынок электронных книг ежегодно проседает в среднем на 80%, их производство уже закрыли такие компании как Sony и "Навигатор". Как экс-владелец компании PocketBook, расскажите, смогут ли электронные книги в будущем конкурировать с планшетами?

Да, рынок электронных книг сейчас падает. На примере PocketBook могу сказать, что этой компании как раз удается сохранять лидирующие позиции на украинском рынке благодаря инновациям: планшет для строителей, водонепроницаемый планшет или мини-планшет.

Создавая эту компанию, мы учитывали, что население постсоветского пространства когда-то было одним из самых читающих. Сейчас людей, которые читают постоянно, в странах СНГ от 5% до 10%. В Европе он еще ниже 5% — там привыкли читать онлайн версии газет и журналов. Тогда PocketBook позволил людям, которые привыкли читать каждый день, делать это с помощью современных носителей. Возобновился интерес к книге у детей и студентов, так как покупать бумажную книжку и носить ее с собой не всем удобно. Тем более — думать, куда их складывать.

По Вашим наблюдениям, кто больше пользуется ридерами: молодое поколение или, все же, люди постарше?

Конечно, больше читает аудитория постарше — от 30 до 60-70 лет. Мои родители и родители многих знакомых читают только электронные книги. Это легко, удобно, нажал одну кнопку и получаешь результат. Нет никаких сложностей по загрузки контента, на что и делал ставку PocketBook — не нужно конвертировать форматы. На тот момент мы это сделали первыми. В ридерах, которые предлагали Lbook и Sony, конвертация была необходима, а для пожилых людей это сложно. И наша "фишка" сработала.

Смогут ли электронные книги и дальше конкурировать с планшетами?

Безусловно, им приходится конкурировать с планшетами, потому что у них только одна функция. По нашим наблюдениям, электронные книги покупают люди, у которых есть навык чтения, и которые думают о безопасности для глаз. Поэтому им важно, какого качества экран и сколько он может держать заряд. Планшеты этого предложить не могут.

Но у компании PocketBook есть модели и по цене планшета

Сегодня рынок ридеров очень четко сегментирован. Есть low-cost, low-end, premium и lux — для тех, кто хочет самый лучший продукт, водонепроницаемый или с wi-fi модулем. Есть те, кто хотят просто читать, и те, кто готов доплачивать за комфорт. Когда мы только выходили на этот рынок в 2007 году, была только одна модель, и мы ее искусственно сегментировали. Сделали разную комплектацию, а модель, по сути, была одна и та же. Сейчас рынок уже сформирован.

Какие потребности пользователей пока не закрыты? Какие гаджеты будут актуальны в ближайшие несколько лет?

Сейчас в мире мейнстрим на носимые гаджеты. Как только Google Glass сделает первый шаг, все остальные производители предложат свои варианты, так как ведут разработки в этом направлении. Мы в Senkatel уже разработали свою версию SmartWatch, но она более инфраструктурная. Мы предложим пользователю не просто смотреть оповещения о сообщениях, запланированных встречах или измерять свое телодвижение. Это базовые компоненты, которые есть у всех. Особенность нашего устройства будет в наличии разных модулей, например — модуль, связанный с "умным" домом, направленный на защиту помещения, экономию электроэнергии и тепла.

Я так понимаю, это устройство разрабатывалось не для украинского рынка, где концепция "умного" дома не так развита?

Да, мы живем и работаем в Украине, гордимся этим, но наша продукция рассчитана на разные рынки, особенно это актуально сейчас, когда в Украине война и техника продается плохо. Первый рынок, на котором мы представим Senkatel SmartWatch — американский. Через три месяца мы планируем выйти на Kickstarter. Не только с точки зрения привлечения финансирования, а и с точки зрения продвижения и привлечения внимания пользователей со всего мира.

Чего миру ожидать, кроме "умных" часов и очков?

Категория носимых гаджетов будет не только в часах и очках. Она перейдет на наушники, одежду, сумки или кошельки. Идет тренд на рюкзаки со встроенной солнечной батарей или секцией для охлаждения. Ничего нового вы уже не придумаете, поэтому нужно сделать "умным" то, что уже есть. Например, встроить в сумку, где вы носите важные документы, датчик, который при отдалении от нее больше чем на два метра, срабатывает, чтобы вы ее не забыли и не потеряли. Это же можно сделать и с кошельком. На "Кикстартере" таких проектов много, но в массы они пока не пошли.

Мы, например, занимаемся разработкой микронаушников. Этой категорией товара сейчас преимущественно пользуются студенты перед сессией, чтобы хорошо сдать экзамены. Но мы подумали, что эта категория устройств может быть более массовой, если сделать их не такими "топорными".

Мы работаем не только в этом направлении. На уровне прототипов у нас много таких устройств, сейчас работаем над красивым дизайном.

Кроме носимых гаджетов, вы запустили линейку планшетов для детей. Насколько сейчас этот рынок перспективный?

Да, мы очень смело заявили, что делаем устройства для школьников. Это интересная ниша, которая популярна в США и Европе, но таких проектов мало. На Западе в этом направление активно занимает нишу хромбук (ноутбук, работающий под управлением операционной системы Chrome OS — Ред.). В Америке он лидер с заявленным объемом продаж в 5 млн устройств в год. Мы одни из первых выпустили свой Senkatel ChromeBook разработанный именно для образования. В нем очень много образовательных программ. На украинском рынке его пока не продвигаем, так как в нем мало контента на русском и украинском языках.

В целом сегмент образования очень интересен. Моя дочь в семь лет занимается робототехникой. Спустя год занятий они смогли сделать электрогитару с датчиком на 10 зон, каждая из которых дает свое звучание. Сегодняшнее поколение детей требует инноваций, но только в форме игры и развлечений. Поэтому система образования вынуждена эволюционировать.

Но невозможно резко взять и отказаться от бумажных учебников, это не правильно и не практично. Сегодняшний этап такой — учебники и новые технологии должны использоваться наравне.

Электронные версии дают возможность не только прочитать нужный параграф, но и перейти по внешней ссылке, посмотреть ролики, пройти тест, сделать виртуальный эксперимент, что расширяет функционал самого учебника. Мы уже сегодня разработали инструмент для создания мультиплатформенного интерактивного контента — ePublicana. Он позволяет создавать учебники, журналы, деткскую литературу в новом формате.

В этом направлении мы работаем не только в Украине. Мои коллеги едут в Македонию, будут встречаться с министром информатизации, чтобы на государственном уровне внедрять там в школах электронные учебники, лаборатории, интерактивные доски. Все инновации в сфере образования должны быть инициированы государством.

Что нужно учитывать при разработке гаджетов для детей?

Первое, это не нужно недооценивать детей. Моей дочери семь лет и она не отличает функционал Android от iOS. Для нее это примерно одно и то же. Дети очень быстро все впитывают. Учитывать нужно только ударостойкость устройства, так как они к ним не так бережно могут относиться. Сделать более стойкий экран, корпус и обязательно чехол. Не нужно рисовать мультяшный интерфейс, главное, чтобы дизайн был понятным и с большими кнопками.

Какая операционная система сейчас наиболее подходящая для планшетов?

Мы выпускаем две линейки планшетов: на Android и Windows. В категории устройств для бизнеса популярностью пользуется ОС Windows, люди привыкли работать на ней за своим компьютером, поэтому им удобнее все свои устройства связывать с одной ОС. Тем более с новыми условиями лицензирования Windows это стало намного доступнее (в устройствах до 9 дюймов лицензия ставится бесплатно, но нужно через год ее продлить — Ред.).

Чем интересны любые ОС — количеством приложений. Больше всего приложений сейчас в Android. Но бизнес-приложений, все же, больше в Windows. Поэтому для разных категорий пользователей мы предлагаем разные линейки.

В октябре 2014 года мы выводим новый продукт с двумя операционными системами сразу — Maximus DualOS.

Насколько сложно украинскому производителю планшетов выходить на американский рынок?

Не так сложно, как это может показаться. В Украине очень сложная ситуация с налогами. Прежде чем заработать, приходится заплатить огромное количество платежей, налогов. Поэтому цена устройства на полке разительно отличается от себестоимости. На американском рынке нет таможенной пошлины, НДС, только налог с прибыли. Привез товар, продал и только тогда заплатил налог. На канадском рынке ситуация примерно та же, но из-за плавающего курса канадского доллара приходится постоянно корректировать цену. Европейский рынок тоже достаточно интересен, но он консервативный и отличается в условиях работы с розничными сетями. На украинском рынке есть устройства по цене 500 гривень, но все понимают, что оно по умолчанию не может быть качественным. Плюс многие компании допускают до 30% брака. Для работы на американском рынке, мы для себя поставили планку в 0,5-1,5% брака — такой стандарт, чтобы работать на этом рынке. Если ты сделаешь там не качественный продукт, мало того что тебя засудят и ты потеряешь кучу денег, так ты второй раз на этот рынок не выйдешь. Так как все компании делают ставку на повторные продажи. В среднем планшет живет от полутора до двух лет, и потребитель покупает новый. Вы можете один раз продать устройство, но второй раз вас уже никто не купит.

Во сколько вам приходится привлечение одного пользователя?

Это сложно посчитать. В прошлом году мы сделали для российской банковской группы Life двадцать тысяч планшетов, которые они бесплатно раздали своим клиентам. Поэтому для них стоимость привлечения одного клиента равнялась стоимости планшета. Потом человек начинает им пользоваться, работает с платежными системами, использует сервисы, покупает товары — и банку приходит процент от покупок. Через два года они заменят у клиента этот планшет на новый. Это очень интересная модель, которая только сейчас начинает появляться на рынке СНГ, и которую уже очень давно реализовали американцы. Та же ситуация и с ридерами от Amazon. Устройства они продают ниже себестоимости, но зарабатывают на потреблении контента.

Где вы собираете свои устройства?

Традиционно все компании собирают устройства в Китае. И дело не в стоимости рабочей силы, в Украине они сопоставимы. Культура производства там другая, выросло не одно поколение, которое профильно этим занимается. Плюс наличие там всех нужных компонентов. Вы можете там выйти в магазин, как у нас за хлебом, и купить набор необходимых компонентов, чтобы собрать смартфон. Мы просчитывали стоимость организации планшетов в Украине, но это оказалось нецелесообразно.

Какая стратегия компании на рынке Украины, в связи с военным положением?

Сейчас мы выводим на рынок новый бренд Maximus — планшеты с топовыми характеристиками, но с доступной ценой. Учитывая ситуацию в Украине, эта линейка не будет тут представлена. Технику сейчас люди не так активно покупают, все склады полные, а новые устройства не завозят, так как рынок просел, как минимум, на 50-70%. Учитывая, что курс постоянно растет, некоторые производители начали продавать устройства ниже себестоимости, но все равно продажи очень маленькие. Ситуация печальная, но она открывает новые горизонты и подстегивает компании выходить на новые рынки.

Как собираетесь конкурировать с ведущими брендами на американском рынке?

На американском рынке Senkatel работает только как В2В-производитель с большим портфелем универсальных программных и аппаратных решений для образования и Digital Signage. Нет возможности конкурировать с маркетинговым бюджетом Apple или Google.

Когда мы основывали компанию PocketBook, у нас тоже не было больших бюджетов для маркетинга, но и конкурировать было не с кем. На рынке первый ридер выпустила Sony, потом появилась украинская компания Lbook, и с ними конкурировать было легко. Мы просто сделали ридер простым в управлении и универсальным для чтения любых форматов.

Какой сегодня должна быть стратегия с планшетами?

Главная стратегия сегодня — это создание уникальных продуктов и оправданная цена. Потому что конкуренция большая, а ценовые категории на любой кошелек. Поэтому нужно, с одной стороны, разрабатывать новые уникальные устройства и программные продукты. Например, мы решили сделать синергию: запустить линейку устройств с характеристиками А-бренда, по цене В-бренда.