Украинскому e-commerce следует быстрее внедрять мобильные версии сайтов и приложения — спикеры iForum

Несмотря на то, что проникновение смартфонов в Украине намного ниже, чем в соседних Польше и Чехии, украинцы наравне с более развитыми странами совершают покупки в сети через свои гаджеты

Текущая ситуация в Украине негативно отражается на благосостоянии населения, и потребитель это уже почувствовал. Растет доля затрат на продукты питания и товары первой необходимости, в связи с этим покупатели все рациональнее делают свой выбор. На рынке e-commerce, несмотря на кризис, устойчивый рост показывает сектор малой и крупной бытовой техники, поскольку в данной ситуации она стала считаться не тратой, а инвестицией.

По данным GfK Украина, за последний год количество регулярных интернет-пользователей в стране увеличилось на 3% до 17,3 млн человек. При этом 2,9 млн из них — а это только 17% — хотя бы раз совершили покупку в глобальной сети.

Во время покупок украинцы чаще всего пользовались торговыми площадками и досками объявлениями (77%), прайс-агрегаторами (64%), скидочными порталами (14%) и социальными сетями (32%). Последняя площадка в последние годы все больше набирает популярности. В 2013 году в соцсетях покупали только 12% интернет-пользователей, сегодня — на 20% больше.

По прежнему в Топ-5 товаров, которые больше всего покупают через всемирную сеть, первое место занимают бытовая и компьютерная техника и электроника. На втором месте — одежда, потом идет косметика, товары для детей, аксессуары и подарки. Кризис 2014 года, конечно, больно ударил по категориям. Продажи книг, спортивной одежды и доставки готовых блюд в среднем сократились на 25-29%. Автотовары и электронный контент сократился на 45%. Меньше всего пострадали такие категории, как одежда (-2%), косметика (-3%) и бытовая техника (-1%).

"Во время скачков доллара украинцы решили, что лучший способ не потерять деньги — это вложить их в электронику", — говорит Дарья Перекосова из GfK.

Но несмотря на кризис, доля онлайн-покупателей, которые предпочитают зарубежные интернет-магазины, медленно, но растет. По сравнению с 2013 годом Топ товаров и количество пробных категорий практически не изменились. Доля таких покупок в общем e-commerce составила в 2014 году 29% по сравнению с 26% в 2013.

Какие устройства используют при выборе товара

В прошлом году украинцы стали меньше использовать стационарный компьютер для покупки в Интернете. Если в 2013 такой способ предпочитали 70%, то в прошлом году этот показатель упал на 9% до 61%. Через ноутбук эту процедуру совершают 63%, через смартфоны 18% и 13% — на планшетах.

По данным Google Украина на апрель 2015 года, в нашей стране 63 млн активных подключений в сетях мобильной связи, из них 25% — это смартфоны. В Польше этот показатель достиг 45%. "За последние несколько лет проникновение смартфонов в Украине увеличилось в три раза. По прогнозам, к 2020 году это проникновение достигнет 55%. Стоит отметить, что в этом плане самой активной является аудитория от 16 до 24 лет. Уже сегодня 66% этой аудитории пользуются смартфонами", — сказала Елена Фигурная, аналитик компании Google во время своего выступления на iForume.

Средний темп роста проникновения смартфонов в Украине — 38%, из них 26% используют для покупки в интернете. Еще 14% искали информацию о каком-либо продукте в интернете минимум раз в неделю.

"По данным за первый квартал 2015 года 20% интернет-трафика приходит с мобильных устройств. Несмотря на то, что проникновение смартфонов в Украине меньше, чем в Польше и Чехии, процент интернет-трафика здесь больше (в Чехии 19%, в Польше 18%). Это говорит о том, что уже сегодня интернет-аудитория в нашей стране очень активна. Это необходимо учитывать при разработке сайта и его мобильной версии", — сказала Фигурная. Ее слова подтверждает то, что уже сегодня такие ретейлеры, как Booking.com, eBay и lamoda получили от 17% до 25% прибыли с мобильных телефонов и приложений.

За приложениями будущее онлайн-торговли

Одним из самых быстро растущих является рынок мобильных приложений. По последним данным, рост использования мобильных приложений увеличится на 70% в текущем году. Во всем мире в 2014 году было загружено 140 млрд приложений. К 2017 году эта цифра составит уже 268 млрд загрузок, что сгенерирует доходов в размене $77 млрд.

"Уже сегодня 86% времени американский пользователь смартфона проводит в приложениях, и только 14% — это Mobile Web. Можно смело утверждать, что мобильные приложения сегодня являются официальным каналом для потребления медиа и управления услугами для потребителей", — сказала Фигурная.

Украинцы не отстают, за год рост загрузок приложений в нашей стране составил 148%. В Польше в прошлом году 50 млрд дохода принесли in-app purchases (покупка товара внутри приложения). При этом стоит отметить, что украинцы наравне с поляками покупают в сети. Если у нас 37%, то в Польше — 34%, а в Чехии — 38%.

"Украинскому ритейлу также следует обратить внимание, что за последние несколько лет наши соотечественники все меньше боятся пользоваться безналичным расчетам. В прошлом году 61% от общего объема операций по картам в Украине составили именно такие платежи. И этот процент будет только расти", — подытожила аналитик Google.