В 2014 году Dell смог занять 10% рынка Украины — Дэвид Шпрайт

Директор Dell в Центральной и Восточной Европе Дэвид Шпрайт рассказал Delo.UA о том, как компании удалось расти в Украине несмотря на кризис и почему для устройств "2-в-1" пока время не настало
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В 2014 году компания Dell увеличила продажи на рынке СНГ (в потребительском сегменте) на 70,9%. Такой прирост во многом обеспечили рынки Украины и Польши. Почему именно рынки этих стран?

На рынках других стран продажи Dell в потребительском и коммерческом сегментах традиционно распределяются 50/50. В Украине и Польше же это соотношение составляет 80/20 в пользу потребительского сегмента. Поэтому, чтобы быть успешными на этих рынках, нам пришлось сконцентрироваться на потребительском рынке, хотя он и не является для нас основным. Долгое время наша доля на рынке Украины составляла 4-5%, но в 2014 году нам удалось нарастить ее до 10%.

Как удалось достичь роста рыночной доли?

В начале 2014 года Dell стала частной компанией (до ноября 2013 года компания Dell была публичной, ее основатель Майкл Делл выкупил 75% акций за $24,9 млрд и компания ушла с биржи). В результате чего мы стали более гибкими, стали лучше "слышать" локальные рынки. Например, в Украине в связи с падением экономики и военными действиями мы "спустились" в другой сегмент.

И что это за сегмент?

В связи с девальвацией практически все вендоры были вынуждены "спуститься" в более низкий ценовой сегмент. Конечно, эта тенденция не коснулась дорогих продуктов — товары стоимость выше $1500 как продавались, так и продаются.

Исторически мы были наиболее сильны в среднем ценовом сегменте ($500-700). Но когда произошла сильная девальвация, мы не смогли игнорировать реальную покупательскую способность и "спустились" в сегмент $270-400.

Как сегодня потребительские предпочтения украинцев отличаются от предпочтений жителей стран ЕС?

Если бы вы спросили два года назад, я бы ответил, что несущественно. Например, в Венгрии, очень хорошо развит средний ценовой сегмент. Также интересен тот факт, что все страны СНГ имеют разную структуру рынка. Где-то доминирует розница, где-то онлайн, где-то специализированные компьютерные магазины.

В новой линейке ноутбуков у вас представлен только один трансформер. Вы не верите в гаджеты категории "2-в-1"?

В целом этот рынок еще довольно сырой. Несколько лет назад я вообще не верил в планшеты. На нем вы можете только просмотреть какие-то данные, а создавать презентации, заполнять таблицу в Excel на нем неудобно. По большому счету устройства "2-в-1" — это решение для таких задач.

Потенциал у этого продукта однозначно есть, но нужно правильно поработать с ценой, так как трансформеры по-прежнему не дешевые. И только когда мы сможем поставлять на рынок более доступные модели, рынок начнет расти.

Еще один момент, который тормозит рост данного сегмента — это то, как тяжело менять свои привычки. Я пользовался трансформером полтора года и фактически 90% времени в качестве ноутбука.

Кроме этого, на развитие рынка влияют решения от Intel и Microsoft. Будем откровенны, с Windows 7 невозможно было реализовать потенциал этого продукта. А с Windows 8, которая уже стала более доступна и популярна, потребитель понимает большую ценность и преимущество такого гаджета. Конечно же, с запуском Windows 10 можно будет реализовывать еще больше.

3D-камера, над которой сейчас работает Intel, тоже даст совершенно другое ощущение использования этих продуктов. По большому счету, наши технологичные партнеры должны сказать свое слово в развитии этого рынка.

Как вы реагируете на то, что рынок ПК в Украине падает?

Он падает вместе с покупательской способностью. Но падающий рынок не означает "мертвый". Он сложный, на нем идут ценовые войны, но мы видим, что покупатели все равно есть — есть что и кому продавать. Поэтому задача любого производителя — это максимально быстро реагировать на изменения в конъюнктуре рынка. То, что мы делали два года назад, — не спеша думали, какие стратегии запускать, — сегодня уже недопустимо. Мы должны реагировать в течение недели на любые изменения на этом рынке. В 2014 году на этом падающем рынке нам удалось увеличить свою долю в 3 раза до 10% рынка. Мы также наращиваем долю на рынке мониторов.

После встреч со многими партнерами в Киеве, у меня сложилось мнение, что самое страшное падение — уже позади. И в этом контексте мы планируем работать: еще активнее, еще оперативнее предлагать рынку интересные продукты и решения, которые будут соответствовать его ожиданиям.

Как вы боретесь с "серым" импортом?

За этот вопрос отвечают дистрибьюторы. Рынок находится под серьезным мониторингом государства, есть общая система контроля товара, который пересекает границу. Совместно с нашими партнерами мы контролируем процессы поставок. Но в любом случае, процент "серого" импорта существенно упал, а у некоторых производителей максимально сократился. Ведь когда закончилось право на налоговую амнистию, стало просто невыгодно "играться" в "серые" поставки — можно быстро потерять бизнес. Поэтому я уверен в том, что все поставки сегодня любых товаров в любых продуктовых категорий, будут осуществляться более прозрачно.

Сегодня для пользователя такие характеристики как продолжительность работы, подсветка, разрешение экрана, ультратонкость уже не являются завышенными требованиями. Это их ожидания. Как сегодня не разочаровывать пользователей в среднем ценовом сегменте?

Эта задача, как вы понимаете, не простая. Сегодня уже некорректно говорить "премиум" или "лакшери". Это продукты, которые требуют люди для управления бизнесом, для реализации своих ежедневных бизнес задач. Поэтому по большому счету такие качества как легкость, тонкость, надежность, время работы, должны быть реализованы в каждом продукте. Поэтому мы бы ушли от понимания премиум как премиум, а говорили бы о надежности и качестве. Да, продолжительность работы заряда, конечно же, стоит денег. И поверьте, потребители сегодня понимают, за что они платят, потому что от этого зависит их работа. Но дешевле не значит хуже. Да, ноутбук будет тяжелее, не таким компактным, но это не означает, что он будет уступать в производительности.

Какие у Вас ожидания на 2015 год?

Мы не смотрим на рынок с точки зрения размера, мы смотрим, что мы можем сделать на этих рынках как производители. Возможно, в этом году в штуках мы продадим меньше, рассчитываем, что увеличим свою долю в деньгах за счет роста корпоративного сегмента. Мы не собираемся делать какие-то безумные шаги и не собираемся этот рынок упускать. Будем работать сбалансировано. Основной упор мы будем делать на нашем потребительском семействе Inspiron, которое мы постоянно совершенствуем. Однако мы также приложим все усилия, чтобы расширять долю и в сегментах решений для малого и среднего бизнеса, корпоративных решений, а также аксессуаров и периферии.