- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Гаджеты
- Дата публикации
В сувенирной продукции главное дизайн и функциональность — Андрей Клименко
Украинская компания Axiline работает на рынке сувенирной продукции более 10 лет. Всемирную известность она получила совсем недавно, когда выпустила на Kickstarter портативную Bluetooth-колонку с необычным дизайном и рекордно низкой ценой. Бэкеры оценили гаджет, в итоге компания собрала заявленную сумму в $30 000.
Андрей, как уже немолодая компания вдруг решила провести такой эксперимент и стать стартапом, выйти на Kickstarter ?
Мы не собирались создавать стартап. Сама по себе колонка — это не стартап. Мы хотели прочувствовать рынок, понять, куда он движется — а рынок всегда хочет новых идей и интересных продуктов. Потому что одни продукты продаются годами, а то и десятилетиями; те же флешки или брелоки уже изрядно надоели.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaК тому же колонкой мы хотели протестировать Kickstarter как инструмент, ведь продукт уже был выпущен. Мы хотели узнать, в правильном ли направлении движемся мы сами. То есть, был интересен сам Kickstarter, а не сбор денег. У нас в разработке есть продукты, которые не являются типичными для промо-ниши, Kickstarter – возможность проверить, насколько продукт "выстрелит".
Мы очень долго готовились, ролик был не идеальным, и можно было готовиться еще дольше, но решили, что пора запускать. И в первые два часа мы поняли все, что не могли понять до этого на протяжении двух месяцев: как нужно делать ролик, размещать свою страницу, общаться с бэкерами и партнерами. Кампания была успешной, мы получили много отзывов от клиентов и получили опыт, который хотели.
Bluetooth-колонок сейчас очень много. Привлекает в первую очередь яркий дизайн, а потом уже функциональность. Есть колонки, которые не боятся песка и воды, что сейчас модно. Или колонка, которая работает от флешки — не нужно подключаться к телефону или компьютеру.
Как вы создаете эти продукты? Кто занимается их разработкой и видением, чего хочет рынок?
Главные критерии — продукт должен быть классным по дизайну и функционалу. Для этого мы постоянно анализируем рынок на предмет, чего он "хочет". Пришли мы к этому не сразу. Сначала выбрали продукты, которые хорошо продаются, и делали дизайн более стильным, интересным. В качестве примера — разработали и реализовали 2 варианта своих электронных часов.
Но отличаться дизайном недостаточно. Наиболее ценится та продукция, которая является функциональной, красивой и, что немаловажно, инновационной. В итоге пришли к тому, что стали делать то, чего на рынке еще нет.
Мы четко понимаем и непосредственно на себе ощущаем, что рынок требует новых идей и интересных продуктов. Всегда нужно быть "в теме". Клиенты хотят интересных реализаций.
Рынок сувенирной продукции постоянно меняется, и это не удивительно. Он становится более сложным и технологичным. В рознице появляется невероятное количество всевозможных гаджетов, и тот, кто сможет дать клиенту то, чего он хочет, будет в выигрыше.
Вчера клиенты хотели брелок, сегодня браслет, а послезавтра — портативную колонку. Никто не знает точно, что будет через год или даже месяц, поэтому мы прорабатываем большое количество вариантов и планируем проводить новые тестирования гипотез на Kickstarter.
С какого гаджета началась ваша продуктовая линейка?
Линию своих гаджетов мы начали с часов и колонки Ssssseaker. Ее главный плюс — уникальная, интересная форма. Именно эту колонку, но уже более усовершенствованную и с Bluetooth, мы подавали на Kickstarter.
В феврале 2015 наш Ssssspeaker получил серьезную дизайнерскую премию iF DESIGN AWARDS. Это одна из наиболее известных премий, дизайнеры поймут. Представляете, из 6 500 продуктов из всех стран мира жюри выбрало нас одними из победителей. Такие награды получают Apple и Samsung, которые тратят миллионы долларов на дизайн и производство. Наша же колонка стоит дешевле $10.
Вы опираетесь на маркетинговые исследования, как воспримут это пользователи?
Google Glass вышел сейчас, чтобы вторая версия легла на подготовленную почву. Мы разрабатываем на основе пожеланий и рекомендаций клиентов: купили бы они такое? Изучаем вкусы наших клиентов, для которых продукт и предназначен, чтобы понять, как их впечатлить.
Как вы придумываете новые продукты?
Мы анализируем, что нравится клиентам, что они покупают, что в тренде. Касаемо новых гаджетов, это очень сложный процесс поиска "инсайта". Анализируем все, что происходит на рынке гаджетов, посещаем выставки. И все равно это непросто. На один продукт уходит до полгода разработки, как было, например, с колонкой. Над каждым продуктом работают минимум пять человек — инженеры, дизайнеры и креативщики.
Какие сегодня тенденции? Чего хотят потребители?
Тенденция указывает на "умные" девайсы и "интернет вещей". Все, что можно подключить к интернету, очень актуально. Такой продукт мы еще не запустили, но мы над ним работаем.
Сегодня "умные" гаджеты появляются раньше, чем клиенты успеют понять свою потребность в них. Компании своим предложением рождают спрос на них. Через пять лет мы все будем в "умных" вещах. Мы даже не понимаем, что они нам нужны. "Умные" кофеварки, пылесосы, зубные щетки, туалеты и свет. И все они будут объединены в один девайс. На Западе все происходит намного быстрее. Как компании, работающей на мировых рынках в том числе, нам приходится шевелиться все быстрее и быстрее.
Другой тренд — многофункциональность и нестандартный девайс, который может поместиться в кармане.
Как сложившаяся экономическая ситуация влияет на бизнес?
В кризис мы усилили маркетинг, постоянно работаем над улучшением коммуникации с клиентами. Компании стали более требовательными, но это не только из-за кризиса. Люди ищут что-то новое, но не находят, и вынуждены покупать то что есть.
Сувенирная продукция повышает лояльность, а лояльные клиенты склонны покупать больше (есть достаточно объемные маркетинговые исследования на эту тему). Мы хотим выпускать продукты, которые будут вдохновлять людей. Чтобы они брали в руки гаджет и говорили, как круто он выглядит, чтобы им хотелось о нем рассказать друзьям. И в то же время мы понимаем, что люди будут переносить свои позитивные эмоции на бренд, который сделал им подарок. Это всегда win-win.
В процентом отношении сколько у вас сегодня украинских клиентов и западных?
На 50% это западные компании.
Если вы продаете по всему миру и расчет идет в валюте, скажите, на сколько процентов в гривне вы выросли?
Вопрос не совсем применим к нашей компании. Мы не ведем расчеты или товарооборот в гривне. Все наши расходы — контракты, производство, логистика — они в валюте. Если говорить об Axiline, компании, которая работает преимущественно на украинском рынке, по сравнению с прошлым годом наблюдается падение.
Какие планы на этот год? Будете снова выходить на Kickstarter?
У нас есть планы продаж и практически годовой план запуска новых продуктов. Да, возможно и еще один Kickstarter. Во втором полугодии мы презентуем серию революционных продуктов, что именно — пока не могу сказать.