В сувенирной продукции главное дизайн и функциональность — Андрей Клименко

Стандартный набор корпоративной продукции — флешки, ручки или чашки — отходят на второй план. Сегодня клиенты требуют инновационных гаджетов и яркого дизайна. Куда движется этот рынок и что хотят дарить друг другу предприниматели, рассказал Delo.UA партнер компании Axiline Андрей Клименко

Украинская компания Axiline работает на рынке сувенирной продукции более 10 лет. Всемирную известность она получила совсем недавно, когда выпустила на Kickstarter портативную Bluetooth-колонку с необычным дизайном и рекордно низкой ценой. Бэкеры оценили гаджет, в итоге компания собрала заявленную сумму в $30 000.

Андрей, как уже немолодая компания вдруг решила провести такой эксперимент и стать стартапом, выйти на Kickstarter ?

Мы не собирались создавать стартап. Сама по себе колонка — это не стартап. Мы хотели прочувствовать рынок, понять, куда он движется — а рынок всегда хочет новых идей и интересных продуктов. Потому что одни продукты продаются годами, а то и десятилетиями; те же флешки или брелоки уже изрядно надоели.

К тому же колонкой мы хотели протестировать Kickstarter как инструмент, ведь продукт уже был выпущен. Мы хотели узнать, в правильном ли направлении движемся мы сами. То есть, был интересен сам Kickstarter, а не сбор денег. У нас в разработке есть продукты, которые не являются типичными для промо-ниши, Kickstarter – возможность проверить, насколько продукт "выстрелит".

Мы очень долго готовились, ролик был не идеальным, и можно было готовиться еще дольше, но решили, что пора запускать. И в первые два часа мы поняли все, что не могли понять до этого на протяжении двух месяцев: как нужно делать ролик, размещать свою страницу, общаться с бэкерами и партнерами. Кампания была успешной, мы получили много отзывов от клиентов и получили опыт, который хотели.

Bluetooth-колонок сейчас очень много. Привлекает в первую очередь яркий дизайн, а потом уже функциональность. Есть колонки, которые не боятся песка и воды, что сейчас модно. Или колонка, которая работает от флешки — не нужно подключаться к телефону или компьютеру.

Как вы создаете эти продукты? Кто занимается их разработкой и видением, чего хочет рынок?

Главные критерии — продукт должен быть классным по дизайну и функционалу. Для этого мы постоянно анализируем рынок на предмет, чего он "хочет". Пришли мы к этому не сразу. Сначала выбрали продукты, которые хорошо продаются, и делали дизайн более стильным, интересным. В качестве примера — разработали и реализовали 2 варианта своих электронных часов.

Но отличаться дизайном недостаточно. Наиболее ценится та продукция, которая является функциональной, красивой и, что немаловажно, инновационной. В итоге пришли к тому, что стали делать то, чего на рынке еще нет.

Мы четко понимаем и непосредственно на себе ощущаем, что рынок требует новых идей и интересных продуктов. Всегда нужно быть "в теме". Клиенты хотят интересных реализаций.

Рынок сувенирной продукции постоянно меняется, и это не удивительно. Он становится более сложным и технологичным. В рознице появляется невероятное количество всевозможных гаджетов, и тот, кто сможет дать клиенту то, чего он хочет, будет в выигрыше.

Вчера клиенты хотели брелок, сегодня браслет, а послезавтра — портативную колонку. Никто не знает точно, что будет через год или даже месяц, поэтому мы прорабатываем большое количество вариантов и планируем проводить новые тестирования гипотез на Kickstarter.

С какого гаджета началась ваша продуктовая линейка?

Линию своих гаджетов мы начали с часов и колонки Ssssseaker. Ее главный плюс — уникальная, интересная форма. Именно эту колонку, но уже более усовершенствованную и с Bluetooth, мы подавали на Kickstarter.

В феврале 2015 наш Ssssspeaker получил серьезную дизайнерскую премию iF DESIGN AWARDS. Это одна из наиболее известных премий, дизайнеры поймут. Представляете, из 6 500 продуктов из всех стран мира жюри выбрало нас одними из победителей. Такие награды получают Apple и Samsung, которые тратят миллионы долларов на дизайн и производство. Наша же колонка стоит дешевле $10.

Вы опираетесь на маркетинговые исследования, как воспримут это пользователи?

Google Glass вышел сейчас, чтобы вторая версия легла на подготовленную почву. Мы разрабатываем на основе пожеланий и рекомендаций клиентов: купили бы они такое? Изучаем вкусы наших клиентов, для которых продукт и предназначен, чтобы понять, как их впечатлить.

"Умные" гаджеты будут появляться раньше, чем клиенты успеют понять свою потребность в них.

Как вы придумываете новые продукты?

Мы анализируем, что нравится клиентам, что они покупают, что в тренде. Касаемо новых гаджетов, это очень сложный процесс поиска "инсайта". Анализируем все, что происходит на рынке гаджетов, посещаем выставки. И все равно это непросто. На один продукт уходит до полгода разработки, как было, например, с колонкой. Над каждым продуктом работают минимум пять человек — инженеры, дизайнеры и креативщики.

Какие сегодня тенденции? Чего хотят потребители?

Тенденция указывает на "умные" девайсы и "интернет вещей". Все, что можно подключить к интернету, очень актуально. Такой продукт мы еще не запустили, но мы над ним работаем.

Сегодня "умные" гаджеты появляются раньше, чем клиенты успеют понять свою потребность в них. Компании своим предложением рождают спрос на них. Через пять лет мы все будем в "умных" вещах. Мы даже не понимаем, что они нам нужны. "Умные" кофеварки, пылесосы, зубные щетки, туалеты и свет. И все они будут объединены в один девайс. На Западе все происходит намного быстрее. Как компании, работающей на мировых рынках в том числе, нам приходится шевелиться все быстрее и быстрее.

Другой тренд — многофункциональность и нестандартный девайс, который может поместиться в кармане.

Гаджет должен выглядеть так, чтобы о нем хотелось рассказать друзьям

Как сложившаяся экономическая ситуация влияет на бизнес?

В кризис мы усилили маркетинг, постоянно работаем над улучшением коммуникации с клиентами. Компании стали более требовательными, но это не только из-за кризиса. Люди ищут что-то новое, но не находят, и вынуждены покупать то что есть.

Сувенирная продукция повышает лояльность, а лояльные клиенты склонны покупать больше (есть достаточно объемные маркетинговые исследования на эту тему). Мы хотим выпускать продукты, которые будут вдохновлять людей. Чтобы они брали в руки гаджет и говорили, как круто он выглядит, чтобы им хотелось о нем рассказать друзьям. И в то же время мы понимаем, что люди будут переносить свои позитивные эмоции на бренд, который сделал им подарок. Это всегда win-win.

В процентом отношении сколько у вас сегодня украинских клиентов и западных?

На 50% это западные компании.

Если вы продаете по всему миру и расчет идет в валюте, скажите, на сколько процентов в гривне вы выросли?

Вопрос не совсем применим к нашей компании. Мы не ведем расчеты или товарооборот в гривне. Все наши расходы — контракты, производство, логистика — они в валюте. Если говорить об Axiline, компании, которая работает преимущественно на украинском рынке, по сравнению с прошлым годом наблюдается падение.

Какие планы на этот год? Будете снова выходить на Kickstarter?

У нас есть планы продаж и практически годовой план запуска новых продуктов. Да, возможно и еще один Kickstarter. Во втором полугодии мы презентуем серию революционных продуктов, что именно — пока не могу сказать.