Активизация ИГИЛ в Средней Азии отвлечет Кремль от Украины — Николай Сунгуровский

России придется ослабить военное присутствие в Украине, поскольку угроза деятельности боевиков ИГИЛ при возможном участии других исламистских движений среднеазиатского региона будет оттягивать на себя военное внимание Кремля

ИГИЛ может продвинуться в страны Средней Азии и на Северный Кавказ, таким образом составить реальную проблему для России и отвлечь ее от украинских границ.

Фактически это значит, что России придется ослабить военное присутствие в Украине, поскольку угроза деятельности боевиков ИГИЛ при возможном участии других исламистских движений Среднеазиатского региона будет оттягивать на себя военное внимание Кремля.

Об этом в ходе пресс-конференции упомянул директор военных программ центра им. Разумкова Николай Сунгуровский. По его словам, сейчас вполне серьезно рассматривается возможность открытия т.н. "второго фронта" для России. "Он будет открыт весной этого года в Средней Азии. Наблюдается наступление "Исламского государства", к которому может примкнуть "Союз Талибана". А если к ним присоединится исламское движение Узбекистана и Пакистана, или запад Китая, возникнет серьезная сила", — заявил он.

Страны среднеазиатского региона переживают сложный период разбалансировки системы управления, благодаря смене кланов и общей смене поколений у власти. Фактически это значит, что регион, и так подверженный брожениям, и потому привлекательный для деятельности ИГИЛ, может взорваться как пороховая бочка. А учитывая также попытки России сохранить свое влияние в странах Средней Азии, и ее тесные связи с местными властями, региональный хаос вполне ощутимо повлияет на российскую сторону.

"В ОБСЕ эти страны [региона Средней Азии] докладывали, что не испытывают проблем с терроризмом и исламизмом. Но [в личном общении] стало понятно, что у них есть проблемы с границами, территориями, энергоносителями, языком, экологией", — объяснил Сунгуровский. "Средняя Азия — это большая пороховая бочка. Если она рванет, мало не покажется никому. Сейчас эту бочку заливает Китай своими деньгами, на нее пытаются повлиять США. И у Путина единственный способ как-то влиять на ситуацию там — военное присутствие, поэтому у него нет интереса увязнуть в Украине. До весны кампания на Донбассе должна закончиться. Если дело затянется, он должен будет либо вывести войска, либо забыть про Среднюю Азию (а это туркменский газ и отношения с Казахстаном, — то есть Путину там есть что терять)", — добавил он.

В конце января 2015 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев встретился с главой Комитета национальной безопасности страны Нуртаем Абыкаевым, чтобы обсудить проблему терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке. В результате этой встречи Назарбаев распорядился принять дополнительные меры по укреплению государственной границы. Согласно информации пресс-службы главы Казахстана, эта мера была вызвана активизацией террористической группировки "Исламское государство" в Центральной Азии. В Казахстане считают, что лидеры ИГИЛ поставили своей целью дестабилизировать ситуацию в Ферганской долине, а волнения на этой территории затронут также Узбекистан и Кыргызстан. Согласно заявлению директора кыргызского аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыра Маликова, в ИГИЛ существует подразделение "Мавераннахр", членами которого являются представители и добровольцы из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Именно этой группировке будет выделено финансирование для организации терактов в регионе в сумме $70 млн.