Большой компромисс: кого и за что выбрали еврокомиссарами

Очередной состав Европейской комиссии будет больше думать об экономике, а не о дипломатии и расширении на восток

Годы, когда Еврокомиссией руководил португалец Жозе Мануель Баррозу, вряд ли впоследствии назовут успешными. Большинство аналитиков сходятся на том, что именно его нерешительные действия и привели к кризису суверенных кредитов, который ЕС не может побороть уже 4 года.

Потому, когда Жан Клод Юнкер обнародовал своих кандидатов на главные посты в этом органе, то в Брюсселе сразу заговорили, что именно эти люди должны вывести Европу из кризиса и решить все геополитические проблемы континента. И главное — поднять на новый уровень авторитет комиссии. Так как в последнее время национальные правительства получали все больше полномочий наряду с Европейским Советом, который вначале был всего лишь политическим и консультативным органом. Тем более, что с 1985 по 1995 гг. позиции этого органа значительно укрепил Жак Делор, который перетянул на себя решения основных экономических вопросов.

Но теперь ситуация поменялась. Во-первых, заметно вырос авторитет Европейского Центробанка, который в период кризиса ведает процентными ставками, и потому во многом начал регулировать развитие экономики ЕС. Кроме того, банковский и фискальный союз, на котором настаивал еще Делор, пока далеки от своего завершения. По мнению Майкла Ли из Европейского фонда Маршала, если централизация Европы и дальше будет двигаться такими темпами, то союз быстрее распадется. И даже 700 млрд евро, которые в Еврокомиссии пообещали инвестировать в экономику в течение следующих 10 лет, не повернут этот процесс вспять. Во-вторых, национальные правительства, стали требовать больше автономии, особенно в вопросе формирования бюджета и взимания налогов. Если в начале 2 000-х, когда Баррозу только начинал работать, речь шла о ратифицировании единой конституции ЕС, то теперь Союз трещит по швам.

Наконец, эксперты согласны, что внешняя политика Евросоюза в последние годы была слабой. Кэтрин Эштон, которая возглавляла дипломатию Европы, придерживалась тактики постоянных уступок и компромиссов, которые, в общем, и привели к кризису в Грузии и в Украине. Потому ЕС сейчас нужно переосмыслить направления своего развития. И делать это будут уже новые еврокомиссары.

Парадоксальная экономика

Самым важным блоком в Еврокомиссии стал, конечно, экономический сегмент. Именно за него в Брюсселе велись самые ожесточенные споры. В итоге курировать это направление будет представитель Франции Пьер Московиси. На первый взгляд, этот выбор кажется парадоксальным. Сейчас Париж является одним из самых слабых экономических гигантов Европы. По оценкам The Economist Intelligence Unit в 2014 г. ВВП этой страны вырастет только на 0,8% или даже останется на нулевом уровне. Все из-за высоких социальных стандартов и низкой конкурентоспособности экономики этой страны. И потому достаточно странно назначать на такую должность человека, который недавно был министром экономики и финансов в кабинете Франсуа Олланда. Хотя, по мнению экспертов центра Brugel, такое назначение, возможно, стало плодом компромисса, так как Париж изначально выступал против Жан Клода Юнкера, как главы Еврокомисии. Но потом Франция внезапно передумала. Может быть, в Брюсселе заверили, что француз займет этот важный пост. В помощь Пьеру Московиси будут направлены несколько комиссаров из смежных отраслей. В основном это выходцы из Восточной Европы, которые не настроены поддерживать большие и затратные программы, которые могут предложить в Париже, и потому ожидается, что они уравновесят политику экономического блока.

Отдельно надо сказать о назначении Джонатана Хилла комиссаром по финансам и финансовой стабильности. Это был явно реверанс в сторону Великобритании. До своего назначения в Брюссель Хилл возглавлял Палату лордов и является видным консервативным деятелем в Британии. Его кандидатуру выдвинул сам премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. И в ЕС сочли за лучшее отдать финансовые потоки в руки британца. Возможно, там надеются, что это назначение умерит недовольство банкиров из лондонского Сити, которые опасаются, что ЕС хочет контролировать их. Тем более, что в Лондоне никто пока не снял с повестки дня вопрос о проведении референдума о выходе Британии из состава Европы в 2017 году. Возможно, в Евросоюзе думают, что Хилл сможет убедить Лондон не делать этого.

Еще одной попыткой успокоить евроскептиков стало назначение Аленки Братущек на пост вице-президента Еврокомиссии по вопросам бюджета. Ее страна — Словения — в последнее время все чаще говорит, что вступление в ЕС было большой ошибкой и нужно инспирировать выход из состава. Потому такой высокий пост может стать утешением для Любляны.

Наконец, Валдис Домбровскис, бывший премьер Латвии, стал вице-президентом по евро и социальному диалогу. Эксперты считают, что это во многом утешительный приз. Еще полгода назад Домбровскис был одним из претендентов на главу Европейского Совета. Но его кандидатуре предпочли Дональда Туска.

Социальные и дипломатические назначения

С назначениями на неэкономические должности все было достаточно просто. Их поделили между небольшими странами Восточной Европы, а также государствами, которые традиционно славятся своей социальной направленностью, такими как Скандинавия или Нидерланды. Из интересных назначений можно выделить Кристиса Стилианидиса с Кипра, который занял пост комиссара по гуманитарным делам и кризисному менеджменту. Его страна не так давно пережила конфликт с ЕС вокруг выделения Никосии 15 млрд евро экономической помощи и была на грани выхода из ЕС. Видимо, теперь в Брюсселе решили, что Кипр можно также подбодрить, отдав не очень важное направление.

Наконец, дипломатия и расширение на Восток стали достаточно спорными направлениями. Во-первых, Верховным комиссаром по внешней политике еще раньше назначили министра иностранных дел Италии Федерику Могерини. По мнению экспертов, в ЕС сделали попытку показать, насколько Средиземноморье для них важно, но при этом не учли, что Могерини не обладает достаточным опытом, чтобы управлять дипломатией союза в кризис. Так в начале 90-х, когда разразилась война на Балканах, в Брюсселе решились назначить главой дипломатии бывшего генсека НАТО Хавьера Солану, который решил многие вопросы своим влиянием в мире.

Теперь же ситуация другая, в свете кризиса на Востоке Украины многим кандидатура Могерини кажется очень слабой.

Примерно такая же ситуация и с новым комиссаром по политике добрососедства. Им стал Йоганет Ган, который представляет Австрию. Ранее он уже заявлял, что надо рассмотреть целесообразность программы Восточного партнерства, на которую уже потратили 45 млрд евро, а особой отдачи не получили. Потому понятно, что в ближайшие годы ни одна страна не получит надежды на полноправное членство в ЕС. А инвестиции заметно сократятся. Поэтому сейчас не стоит рассчитывать на новую помощь Украине в ситуации войны на Востоке. По составу Еврокомиссии можно понять, что она сформировалась как компромисс между несколькими течениями в ЕС, и будет решать прежде всего внутренние проблемы.