Через 15 лет после трагедии 9/11 угроза глобального террора сохраняется — эксперты

Сегодня Америка, а вслед за ней и весь мир, отмечают пятнадцатую годовщину со дня страшных терактов в сердце США, известных сейчас просто как "9/11". Но стал ли мир безопаснее с тех пор? Эксперты так не считают
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Со времени, когда президент Джордж Буш-мл. оповестил нацию о начале "Войны с террором", Ближним Востоком прокатилась не одна война, продолжается она и сейчас. Чтобы победить глобальную сеть насильственных, бешено антизападных джихадистских групп, нужно делать больше, а успехов зафиксировано меньше. Действительно, проблема, как представляется, стала еще больше.

Явная угроза: террористы после 9/11

Что случилось с "Аль-Каидой" через пятнадцать лет после терактов и более чем через пять лет после смерти Усамы бен Ладена, который был убит в ходе рейда американскими специальными силами в его тайнике в Абботтабаде в Пакистане?

Она не проводила никаких таких крупных атак в течение многих лет. Она до сих пор существует в той же форме, или она развивалась?

Euronews спросили Кайса аль-Аззауи, бывшего посла Ирака в Лиге арабских государств.

Он сказал: "Конечно, "Аль-Каида" до сих пор существует, и ее лидер Айман Эль-Завахири является преемником Усамы бен Ладена, также как и заместитель лидера Ахмед Абу аль-Хейр. Эта организация находится на границе Пакистана с Афганистаном, она остается в контакте с другими ветвями: в Саудовской Аравии, в странах Северной Африки, в других странах Африки, а также в Йемене ".

Не стоит забывать и о бывшем крыле "Аль-Каиды" в Сирии — "Джебахт Фатх Аль Шаме", которое недавно заявило, что порвало с "материнской организацией". И, конечно, про вышедшее из лона "Аль-Каиды" "Исламское государство".

"Угроза на самом деле хуже: она распространяется географически, — сказал Ричард Кларк, главный советник по борьбе с терроризмом трех президентов и человек, который предупреждал администрацию Буша о растущей опасности от "Аль-Каиды" в течение нескольких недель до 9/11 . — На сегодняшний день есть, вероятно, 100 000 человек в различных террористических группах по всему мир, и это гораздо больше, чем все, что у нас было 15 лет назад".

Обе администрации Буша и Обамы сорвали несколько террористических заговоров и достигли значительных военных успехов в отношении конкретных террористических группировок и ключевых лидеров, в том числе убив основателя "Аль-Каиды" в Ираке Абу аз-Заркауи в 2006 году, бен Ладена в 2011 году и спикера "Исламского государства" Абу Мухаммада аль-Аднани, который, по сообщениям, был убит авиаударом США в прошлом месяце. Обе администрации изо всех сил ищут пути, чтобы найти формулу предотвращения присоединения к ним тысяч молодых мусульман.

Политика в США со времен вторжения в Ирак в 2003 году остается неизменной: лидеров террористов нужно убивать ударами дронов или БПЛА. Это помогло уменьшить число новых рекрутов для "Аль-Каиды" и "Исламского государства", говорят бывшие чиновники из США и аналитики.

"Мы генерируем больше врагов, чем мы в состоянии ликвидировать", сказал бывший конгрессмен Джейн Харман из Калифории, президент Центра Вудро Вильсона. "Наша военная мощь остается экстраординарной. Но чтобы выиграть этот бой, нам нужно было проецировать рассказ об американских ценностях и интересах. И мы не смогли сделать это".

Отказ "Аль-Каиды" от крупных терактов, по мнению аналитиков, в значительной степени является результатом усилий по обширному улучшению обороны США, сбору разведывательных данных и жестких ограничений и внедрения на авиаперелетах датчиков для обнаружения возможных ядерных и биологических угроз. Рольф Моуотт-Ларсен, бывший сотрудник ЦРУ и Министерства энергетики и бывший советник Белого Дома по борьбе с террором, вспомнил про "призыв кавалерии" после 9/11.

"Кавалерия прибыла, и у нас есть хорошие люди, которые все еще работают над этим", — сказал Моуотт-Ларсен, в настоящее время старший научный сотрудник Белферского Центра Гарвардского университета. Но не следует сбрасывать со счетов "Исламское государство". Эти террористы продолжают питать амбиции о проведении катастрофических терактов против Запада, а численность их сторонников и ресурсы резко возросли с 2001 года, сказал Моуотт-Ларсен. ИГ пытается производить сырое химическое оружие и пыталось завербовать ученых и техников со всего мира.

"Они все еще пытаются, — сказал он. — И стоит этому случиться только один раз, чтобы изменить все, о чем вы думали".

Через 15 лет: выучены ли уроки?

Познав жесткий урок последних 15 лет, нынешние и бывшие чиновники говорят, что наиболее эффективные сообщения против радикализации могут исходить только от самих мусульман — религиозных лидеров и учреждений, а также правительств, которые должны решать проблемы политического и социального неравенства — топлива экстремизма. Официальные лица США испытали в значительной степени разочарование в своих усилиях убедить мусульманских союзников принять более агрессивные меры в своих странах.

"Исламское государство", получившее широкое признание как главная угроза современности, отлично освоило процесс рекрутинга и радикализации приверженцев, в гораздо большей степени, чем "Аль-Каида", говорят чиновники из США и эксперты по терроризму. Такие атаки, как в Орландо, Ницце, Париже и Брюсселе, стали определять терроризм и джихадизм во втором десятилетии 21-го века. Давние ветераны террористической борьбы говорят о своем удивлении, почему такая тактика не была принята на вооружение раньше; вместо этого "Аль-Каида" оставалась зациклена на тиражировании масштаба 9/11.

"Мы всегда были удивлены тем, что они ["Аль-Каида"] , похоже, не понимали, какой страх и хаос такие атаки могут создать", — сказал Майкл Морелл бывший замглавы ЦРУ при Обаме.

"Оказывается, у них это фундаментальное убеждение! Они действительно хотели, чтобы произошла атака, изменяющая историю — одна атака, которая заставила бы нас уйти с Ближнего Востока, выкинуть нас оттуда, как выкинули раньше из Афганистана СССР. Они думали, что нуждались в катастрофическом нападении 11 сентября для того, чтобы сделать это".

"А мы не использовали достаточно ресурсов, чтобы сосредоточиться на том, что и как мы должны делать дальше и что мы хотим получить в результате борьбы с террором", — заключил Майкл Морелл.