Действительно ли Северная Корея провела испытания водородной бомбы

Вокруг заявления властей Северной Кореи об испытании водородной бомбы развернулась широкая полемика, хотя до сих пор никто не знает, что это было на самом деле

6 января на государственном телевидении Северной Кореи заявили, что недалеко от демилитаризованной зоны было проведено первое подземное испытания термоядерного заряда.

Действительно, Геологическая служба США (регистрирует все подземные толчки в мире) подтвердила, что в тот день в районе Корейского полуострова был отмечен подземный толчок силой 4 балла по шкале Рихтера. Но был ли это на самом деле термоядерный заряд?

Многие эксперты, с которыми я общался, сомневаются, что Северная Корея могла самостоятельно разработать водородную бомбу.

Термоядерная бомба намного разрушительнее обычного атомного оружия, и ее мощность не ограничена ничем — вопрос только в том, сколько ядерных материалов загрузить в заряд (атомная бомба является только спусковым крючком для термоядерного взрыва).

Но изготовление такого оружия — очень длительный и сложный процесс, особенно если твоя страна находится в международной изоляции. Потому многие эксперты склоняются к тому, что Пхеньян мог подорвать обычный ядерный боезаряд и выдать его за водородную бомбу.

Тем более что испытания водородной бомбы именно в январе-2016 были продиктованы политической необходимостью.

Во-первых, лидеру Ким Чем Ыну нужно еще укрепить свое положение. В последние время даже из такой закрытой страны как Северная Корея просачивались данные о чистках и казнях в государственном аппарате. Видимо новый лидер показывал, кто главный в его стране и убирал самых влиятельных руководителей времен своего отца. Термоядерные испытания должны были укрепить его международные амбиции.

Во-вторых, я думаю, что таким образом Северная Корея хочет скрыть провальные испытания своей баллистической ракеты. Напомним, они прошли в декабре, и как утверждают в Сеуле, ракета разрушилась сразу после пуска.

Наконец, эти испытания были еще одним раундом долгого противостояния на Корейском полуострове. На самом деле никто не хочет настоящей конфронтации, которая означала бы войну на полное уничтожение. Политики с обеих сторон демилитаризованной зоны давно привыкли жить с угрозой войны, которая может никогда не начаться. Другое дело что Пхеньян хочет получить материальные дивиденды от своей ядерной программы.

Экономика этой страны продолжает стагнировать, и потому международная помощь была бы очень кстати, но главные игроки мировой политической арены слишком мало внимания уделяют этой проблеме: США готовятся к президентским выборам и думают, как устранить угрозу ИГИЛ на Ближнем Востоке, Европа напугана агрессивной политикой России и постепенно решает проблему беженцев. Даже Китай, который всегда был союзником Северной Кореи, больше думает о поддержании высоких темпов роста своей экономики. Возможно, Пхеньян хотел напомнить миру о себе, а для этого нужно было повысить градус противостояния. Атомный взрыв не мог пройти незамеченным.

Однако реакция мира может быть не такой, как ожидал Ким Чен Ын. Конечно, США и Южная Корея традиционно ответили переброской своих сил на полуостров, но это достаточно традиционная реакция. А вот Китай и Россия, которые ранее традиционно поддерживали Северную Корею, высказались против эскалации конфликта на полуострове. Даже Москва, которая уже не скрывает, что бросила вызов однополярному мировому порядку, не хочет, чтобы ее ставили в один ряд с таким изгоем, как Северная Корея.

Поэтому я сомневаюсь, что в ближайшее время мы увидим дальнейшую эскалацию конфликта. Сейчас он не выгоден никому. Удивительно, но за несколько лет эта проблема успела устареть. В мире появились намного более важные конфронтации, которые волнуют политиков в Вашингтоне и Пекине. Целый ряд проблем, таких как урегулирование арабо-израильского противостояния или долгий конфликт между двумя Кореями, уже мало кого интересует. Даже настоящие испытания водородного оружия не вернут его на повестку дня, не говоря уже о сомнительном взрыве под землей.