Foreign Affairs: Россия слабее, чем хочет казаться

Недавние военные и дипломатические предприятия России раскрыли ее отчаянную слабость
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Российский президент Владимир Путин не настолько силен, как может показаться, или (что важнее) как он сам надеется. И хотя Россия поддерживает боевиков в Украине, вторглась в Грузию в 2008 году, продала зенитно-ракетные системы Ирану, а недавно угрожала Дании и Литве ядерной войной, на самом деле она — безгласная, ограниченная сила, действующая в системе, которая более не поддерживает масштабные интервенции, — пишут Брэндон Валериано и Райан С. Мэйнесс для Foreign Affairs. Во всяком случае, недавние военные и дипломатические предприятия России раскрыли ее отчаянную слабость. А ее решение использовать обреченные на провал новые формы власти (скрытую войну, киберконфликт и силовую энергетическую политику) демонстрирует ограничения, которые Россия испытывает в попытке давить на соседей.

От плохого к худшему

Участие России в украинском конфликте пошло не так, как планировал Путин. Сделав ставку на то, что Запад откажется помогать новому украинскому президенту Петру Порошенко, Москва попыталась придушить украинскую экономику, аннулировав решение предоставить пакет экстренной финансовой помощи и газовое соглашение, которое страны подписали при бывшем украинском президенте Викторе Януковиче в 2014 году. Но расчет Путина оказался неверным; Запад действительно предложил финансовую помощь и контингент для учений, предоставил Украине пакет экономической помощи в размере $17.5 млрд и кредиты для поддержания экономики на плаву. А в то время, как Запад пришел на помощь Киеву, цена на нефть упала, и у России едва хватало финансов, чтобы рассматривать покупку новых стелс T-50 — четверти от того количества, которое она намеревалась приобрести. Все это, вместе со скромным успехом российских солдат и наемников в Украине, и тем фактом, что правительству пришлось прислать войска из Сибири и заставлять призывников идти на долгосрочную службу (просто для того, чтобы на границе было достаточно солдат), свидетельствует, что полномасштабное вторжение в Украину маловероятно, даже если рубль восстановит свои позиции.

Для России украинская история оборачивается еще хуже. Вмешательство ее в ситуацию в Украине основано на том, что страна в советское время играла роль энергетического трубовода для продажи природного газа из России в Западную Европу. До 2014 года, когда начались гражданские беспорядки, 80% российского природного газа, предназначенного для Европы, шло через украинскую территорию. До настоящего времени поставки газа использовались Россией в качестве политического инструмента для удержания Украины в связке с Москвой. Но сейчас российские газопроводы в Украине работают на половинную мощность, в частности по причине западных санкций, влияния войны, и работы сети новых газопроводов в обход Украины. Тридцать процентов всего природного газа, который импортируется в ЕС, идет из России, где государственный "Газпром" выставляет странам различные цены, в зависимости от их политической позиции. Болгарии и Чешской Республике были выставлены цены намного выше средней цены по ЕС, отчасти благодаря тому, что они поставляли газ в Украину после российских отключений. С другой стороны, Венгрия и Словакия платят намного ниже средней цены по ЕС, поскольку правительства этих стран оказали Путину серьезную поддержку. Теперь ЕС обвиняет компанию в антиконкурентных действиях и формально выдвигает против нее обвинения. Это может обернуться катастрофой для доходов "Газпрома" и нанести еще больший ущерб российской экономике, живущей за счет экспорта энергоносителей.

Не лучше идут дела и в прочих сферах российской внешней политики. В свете предстоящего иранского ядерного соглашения Россия продала Тегерану зенитно-ракетные комплексы С-300, от этой сделки отказались в 2010 году, когда усилили санкции против Ирана. Московские чиновники заявляют, что эта сделка заключена в рамках предварительного соглашения мировых держав с Ираном. Соединенные Штаты раскритиковали сделку, поскольку она ставит под угрозу заключение финального соглашения в июне. Американско-российское соперничество продолжилось даже после развала Советского Союза, и это действие России можно рассматривать в таком контексте. Разногласия между США и Россией из геополитического идеологического соперничества переросли в региональное соперничество, сосредоточенное вокруг решения конкретных проблем. Судьба демократии, прав человека и экономической независимости в постсоветских государствах стала основой этой вражды. Российская продажа оружия противникам США и американское размещение систем ПРО в Европе также усилили соперничество, возникшее после "холодной войны". Продажа [оружия Ирану] демонстрирует желание России спровоцировать Соединенные Штаты, даже если сами зенитно-ракетные системы вряд ли станут ключевым фактором внешнеполитических соображений США. Продажа этих систем — пустой жест, поскольку сейчас Запад вряд ли будет угрожать Ирану, с учетом грядущего ядерного соглашения.

Россия пытается бороться с растущей экономической мощью ЕС, создав собственную Экономическую зону свободной торговли — Евразийский Союз. На данный момент в состав Евразийского Союза входят только четыре страны: Россия, Армения, Беларусь и Казахстан, — это таможенный союз, который предполагает свободное движение товаров, услуг и людей через границы. Однако другие евразийские страны ориентируются на Запад, подписывают двусторонние соглашения в рамках политики добрососедства ЕС.

Еще один источник антагонизма России против Соединенных Штатов заключается в укрепляющемся статусе страны как кибердержавы. Сейчас ее рассматривают как вторую по силе кибердержаву после США; Россия способна взламывать правительственные сети и профили электронной почты. Но возможности Москвы вылились в малое количество достижений. Кибератаки на Белый дом, Государственный департамент и Департамент обороны не достигли ни единой стратегической цели. Атаки Москвы на эстонские сервера в 2007 году привели лишь к тому, что Таллинн стал ближе к союзникам НАТО, страна также присоединилась к деятельности Объединенного Центра передовых технологий киберобороны НАТО. Кибератаки в преддверии конфликта в Грузии в 2008 году, которые включали срыв работы грузинских правительственных сетей и сетей телекоммуникационных компаний, не нанесли ущерба и не помогли России достичь стратегических целей. Эти киберкампании вызвали смятение и сетевое отключение в некоторых регионах страны, но отделению сепаратистских территорий Южной Осетии и Абхазии в пользу влияния России послужили обыкновенные военные атаки.

С учетом того, что (насколько нам известно), Россия даже не попыталась использовать кибер силы против Украины, можно задаться вопросом, чем эти методы вообще могут ей помочь. Недавние атаки на Государственный департамент США, Департамент обороны и Белый дом, включая взлом системы безопасности открытой компьютерной сети Обамы (она могла содержать деликатные — но не засекреченные — документы и сообщения), вызывают беспокойство и стоят отдельного внимания, но все равно их нельзя назвать успешной операцией. Вторжение в системы Белого дома может показаться пугающим, но если не всплыла засекреченная информация, это не большое достижение. В любом случае, это больше похоже на звонок будильника для американского правительства, которое должно обезопасить пути доступа к своим компьютерным системам. Соединенные Штаты уязвимы, но это не говорит однозначно о том, что Россия способна и хочет использовать эти слабости каким-либо серьезным образом.

Что делать миру?

С учетом того, что угрозы России громче, чем ее действия, существует несколько вариантов ответа. Джон Миршаймер выступает за статус буферного государства для Украины, это кажется интересным предложением, которое позволит избежать полномасштабной войны в регионе. Однако учитывая проблемную историю военных действий и оккупации буферных государств, таких как Афганистан и Польша, эта идея звучит неудачно. Более того, статус буферного государства может привести к продолжительным территориальным спорам. Это оставит Украину в подвешенном состоянии между Западом и Россией, и такое решение нечестно по отношению к Украине и любой другой заинтересованной стороне.

Попытка России защитить свои региональные интересы уже привела к результатам, которые противоречат ее собственным целям. Именно поэтому безумием было бы бросаться в борьбу с предполагаемой российской угрозой. Дальнейшая поддержка западных союзников и инвестиции в альтернативные источники энергии и кибербезопасность (а не в возможности производить кибератаки) приведут к усилению стабильности в международной системе, несмотря на российское использование силы. Усиление конфронтации между Западом и Россией приведет лишь к демонстрации слабости Запада; стратегически несовместимые цели, ограниченные запасы оружия (не считая ситуацию Соединенных Штатов) и уязвимость Запада, когда дело касается кибербезопасности, может привести к тому, что Запад окажется слабым, несмотря на попытки выглядеть сильным.