История падения Красного дракона: чем грозит Уэльсу выход из ЕС

Результаты Brexit в Уэльсе удивили многих — регион получал больше всего дотаций из ЕС, при этом за выход из Союза проголосовало 52% валлийцев. Выход Великобритании из Евросоюза грозит Уэльсу ростом безработицы, которая в XX веке была связана с закрытием шахт. Сейчас же из-за Brexit Уэльс могут покинуть крупные промышленные корпорации, которым важен общий с ЕС рынок

Уэльс последние 300 лет был одним из промышленных регионов Великобритании, хотя добыча угля велась в Уэльсе еще с римских времен. Уголь сначала использовался при выработке меди. В 1845 году Суонси, один из самых крупных городов Уэльса, обеспечивал 55% ее мировой добычи. Позже железо вытеснило медь, что сделало доселе неизвестный город Мертир Тидфил (Merthyr Tydfil) местом, где в ХІХ веке производили 40% британского чугуна.

В 1913 году регион Рондда имел более 50 глубоких шахт, в которых работали 41 тыс. шахтеров. Еще 40 шахт располагались в долине Римни. В тот год в Южном Уэльсе в угольной промышленности было задействовано 250 тыс. человек, а общая добыча составила 57 млн тонн угля.

Несмотря на то, что 1913 был отмечен самой высокой точкой добычи угля в Южном Уэльсе, промышленность уже начала сталкиваться с трудностями за счет появления иностранной конкуренции. Массовое закрытие шахт было отмечено между 1921 и 1936 гг.: закрылась 241 шахта, а число шахтеров снизилось с 270 тыс. до 130 тыс. Отрасль ответила на эти проблемы, еще раз попытавшись снизить цены на уголь за счет сокращения зарплат.

Спад в угольной промышленности превратил Южный Уэльс в область массовой безработицы (36,5%). Хотя в некоторых районах каменноугольного бассейна было еще хуже: в Доулэйс, например, уровень безработицы составлял 73%.

Одним из главных последствий безработицы стала массовая миграция работоспособного населения в другие районы страны. В межвоенный период Южный Уэльс покинуло около полумиллиона человек.

В 1945 году было принято решение о национализации промышленности и передаче объектов в ведение Национального совета угля. Однако это не предотвратило закрытие шахт. Как результат, в середине 1980-х годов в Уэльсе уголь добывали 22 тыс. шахтеров на 31 шахте. Но вскоре и они были закрыты.

Последняя глубокая шахта, которой владели и управляли сами шахтеры (300 человек), была закрыта в 2008 году. Но она скорее была работающим музеем умершей эпохи.

Валлийские фабрики частично постигла та же судьба. Первая крупная фабрика по производству моющих машин была открыта в 1949 году в городке Мертир Тидфил. Просуществовала она ровно 60 лет и была закрыта в 2009 году.

В металлургии, конечно, ситуация не настолько печальная. В 1951 в г. Порт-Толбот (Port Talbot) открыли крупнейший в Европе металлургический комбинат "Эбби Уоркс", на котором работали 18 тыс. людей. Он продолжает работать, правда в 2007-м комбинат был продан индийской корпорации "Тата Стил".

Многие из 1100 иностранных компаний, функционирующих сейчас в Уэльсе и создающих рабочие места для 150 тыс. человек, пришли сюда, чтобы быть в пределах единого европейского рынка без торговых барьеров. И если Уэльс в составе Великобритании покинет ЕС, то есть большой риск, что и эти компании покинут регион, резко подняв уровень безработицы.

В концерне Tata, владеющим металлургическими заводами в Порт-Толботе, Лланверне, Шоттоне и Орбе, а также автозаводами "Jaguar" и "Land Rover" (многие фирмы в Уэльсе поставляют им детали и материалы), прямо говорят, что для них важным условием оставить свой бизнес в Великобритании является свободный доступ к рынкам и квалифицированной рабочей силе.

Как ЕС финансировал Уэльс

В последнее время Уэльс превратился в дотационный регион, полностью зависящий как от внутреннего (бюджет Великобритании), так и от внешнего (транши и инвестиции ЕС) финансирования.

Как сообщают британские СМИ, с 2000 года Уэльс получал самый высокий уровень экономической поддержки, так как был одним из самых бедных регионов ЕС.

За период 2000-2006 годов регион получил полтора миллиарда фунтов со стороны ЕС, за 2007-2013 — £1,8 млрд, а на период 2014-2020 предусмотрен транш объемом в £1,89 млрд. То есть, за 21 год Уэльс должен получить £5,19 млрд (более 6 млрд евро). На душу населения с последнего транша жителям менее развитого Западного Уэльса должно прийтись как минимум £800, а это уровень Румынии и Болгарии.

Самой Великобритании в действующем семилетнем бюджете ЕС (2013-2020) предусмотрено 16,5 млрд евро, и это лишь одиннадцатый показатель в Союзе.

[chart_268]

Во второй семилетке (2007-2013) Уэльс получил более миллиарда фунтов стерлингов от Европейского Фонда Регионального Развития и 726 млн фунтов от Европейского Социального Фонда. На эти деньги правительство Уэльса запустило 290 проектов. Из них самым крупным стала организация 33 тыс. мест для обучения и 12 тыс. стажировок по всему Уэльсу, в том числе на таком гиганте, как Airbus (£85 млн). Еще £80 млн были разделены по городам Уэльса для местного развития, а £79 млн было использовано на расширение дороги.

£244 млн было потрачено на крупные инфраструктурные проекты. На более мелкие проекты, такие как учебные кампусы, железнодорожные станции, ушло еще £175,5 млн.

Кроме того, финансовая помощь была оказана 299 тыс. человек, а для 72 тыс. была найдена работа.

В то же время, как отмечают эксперты, обычные люди в Уэльсе не ощутили на себе улучшения жизни от выделения траншей Евросоюза.

"Общественность была слабо осведомлена о том, на что тратятся выделяемые ЕС деньги. В то время как большая часть денег, как мне представляется, не расходовалась эффективно. Люди во многих общинах так и не увидели преимуществ из выделенных на их развитие миллионов евро", — считает профессор политологии из Университета Кардиффа Роджер Скалли.

Возродить Эбби Вейл: как ЕС дал вторую жизнь бедным городам Уэльса

Важно отметить, что после голосования Великобритании за выход из ЕС Уэльс может потерять право на получение остатка средств, что осложнит и так непростую экономическую ситуацию. От этого особенно может пострадать городок Эбби Вейл, который был полностью перестроен за деньги ЕС.

Этот населенный пункт, в котором сейчас проживает 18 тыс. человек, был покинут в 2002 году, когда там закрыли один из самых больших сталеплавильных заводов Европы. На месте старого завода за деньги ЕС (£350 млн на восстановление и развитие региона) был реализован культурный проект "The Works". За £33,5 млн от Европейского социального фонда был построен Колледж Гвента, где учатся 29 тыс. студентов-валлийцев. Центр города совсем недавно получил £12,2 млн для различных обновлений и улучшений.

Однако что будет с городом после Brexit? Ранее в этом году компания-производитель спортивных автомобилей TVR, объявила о своем намерении построить в Эбби Вейл завод на 150 рабочих мест. Не изменит ли она своих намерений после референдума? Будет ли построен на окраине города автодром Wales Circuit, в который одна частная компания намерена вложить миллионы фунтов? А ведь только его строительство может создать в регионе 6 тыс. рабочих мест. Будет ли у центрального правительства действительно больше денег на нужды Эбби Вейл, чем у ЕС?

Что будет означать выход из ЕС для региона, который полностью зависит от притока инвестиций и борется с самой высокой безработицей — почти 40% людей являются либо безработными, либо недоступными для работы — вопрос риторический.

Пока известно только одно: расстроенные тем, что Британия получает в свой бюджет от ЕС меньше, чем отдает в него, даже жители Эбби Вейл отдали 62% голосов за выход из Евросоюза — самый высокий показатель в Уэльсе. Это один из самых главных парадоксов, ведь город, который получал больше всего денег от ЕС, больше всего хотел покинуть Союз.

Уэльс и Brexit: разрыв отношений или новое начало?

На самом референдуме Уэльс отдал 52% голосов за выход из Евросоюза при явке 71,7%. И это несмотря на то, что только чистая прибыль от нахождения Британии в составе ЕС составляла для Уэльса £245 млн в год (перечисляет в бюджет ЕС £414 млн, а получает £658 млн).

Такой результат на референдуме эксперты объясняют плохо проведенной агитацией за то, чтобы остаться в ЕС. Сторонники Евросоюза перед этим направили все усилия на выборы в местный парламент.

"Кампании за то, чтобы остаться, вероятно, помешал тот факт, что референдум прошел только через семь недель после выборов в валлийскую Ассамблею. Многие из уэльских политиков и активистов, от которых можно было бы ожидать, что они будут упорно поддерживать кампанию за ЕС, были заняты в течение нескольких месяцев другим "соревнованием", — объясняет профессор Роджер Скалли.

На данный момент ситуация для Уэльса вне ЕС остается туманной. С одной стороны, премьер-министр Дэвид Кэмерон на последнем выступлении в Парламенте предупредил, что Великобритания при новом главе кабинета "не сможет гарантировать Уэльсу финансирование уровня ЕС", если королевство выйдет из Союза.

С другой стороны, Уэльс и так ожидали сокращения дотаций со стороны ЕС. Лидер валлийских консерваторов Эндрю Дэвис заявил, что "лидеры ЕС наложили жесткие сокращения бюджета на регионы во всех странах Европейского Союза". А министр по делам Уэльса Алан Кернс оптимистически заверяет, что никаких непосредственных изменений после референдума для бизнеса в регионе не предвидится.

"Рынок рабочих мест в Уэльсе опережает остальную часть страны, и у нас есть все более динамичный сектор бизнеса", — поясняет он.

Программы поддержки от Евросоюза смогли частично преобразить Уэльс, но без них постиндустриальная Британия может валлийцев не потянуть.