Как освободить Сенцова и Савченко из российского политзаключения

Какие международные правовые механизмы можно использовать для освобождения политзаключенных Олега Сенцова и Надежды Савченко
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С началом войны против Украины Россия начала практиковать похищения людей с территории других государств, чего не было с 30-х годов прошлого века, когда сталинская тайная полиция похищала русских эмигрантов с территории Франции. Причем Россия занимается похищением людей не только с территории Украины, включая оккупированный Крым, но также с территории Эстонии. Последний пример — наглое похищение Россией эстонского офицера полиции с последующим абсурдным обвинением его в "шпионаже".

Как правило, похищая человека с территории соседнего государства, Россия затем цинично обвиняет его в незаконном пересечении границы (как это было в случае с Надеждой Савченко). В то же время подобные действия — серьезное международное преступление, нарушающее основные принципы международного права, а также права человека.

Какие правовые механизмы может задействовать Украина для освобождения российских политических заключенных Олега Сенцова и Надежды Савченко? Согласно нормам Женевской конвенции 1949 года, суд над похищенным в Крыму Олегом Сенцовым должен был проходить на территории оккупированного полуострова и в соответствии с законами Украины. Поскольку это правило не было соблюдено, Женевская конвенция рассматривает приговор российского суда, нарушившего основные нормы конвенции, регулирующие правовой режим оккупации, в качестве недействительного.

Нет сомнения в том, что если дело Сенцова будет рассматриваться в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), тот потребует его освобождения. Для этого необходимо обжаловать приговор в российском суде, поскольку согласно Европейской конвенции о правах и свободах человека 1950 года, сначала необходимо пройти основные судебные инстанции внутри страны, где был вынесен противоправный приговор. Только после этого Украина сможет подать жалобу в ЕСПЧ (на это отводится 6 месяцев).

ЕСПЧ может рассматривать дело годами, и его решения обязательны для исполнения. Но вместе с тем существует опасность, что Россия проигнорирует решение европейского суда. Не так давно Конституционный суд России принял решение, согласно которому Россия может отказаться от исполнения решения ЕСПЧ, если сочтет его "противоречащим Конституции". В то же время дело Сенцова — весьма резонансное, и Москва может не решиться нагло игнорировать решение европейского суда.

В то же время вышеназванный механизм — не единственный, который можно использовать для разрешения ситуации. Существует также Конвенция Совета Европы 1983 года (Конвенция о передаче осужденных лиц — Страсбург, 21 марта 1983 года), которая позволяет передавать осужденных для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. В рамках этого механизма Украина должна обратиться к России с просьбой передать осужденного для отбывания срока в Украине. Но Россия и в этом случае может отказать. Тогда Украина имеет право обратиться в Европейский комитет по уголовным делам. Тот, в свою очередь, может попробовать уговорить Россию передать политзаключенных, но заставить ее он не может. То есть, и в этом случае гарантий позитивного решения ситуации также, увы, нет.

С моей точки зрения, сейчас Украине необходимо задействовать оба указанных выше механизма, несмотря на то, что в рамках международного права нет возможности гарантированно решить проблему с политзаключением украинских граждан российской стороной. И по большому счету, единственной нашей надеждой остается Европейский суд по правам человека или добровольное согласие самого российского руководства.