Новая угроза или новая афера: почему мир оказался не готов к вирусу Зика

Общее число зараженных вирусом Зика в Латинской Америке может достигнуть 3 млн человек уже в ближайшие месяцы. Но вспышка эпидемии пока не смогла заставить политиков пересмотреть размер отчислений в ВОЗ на борьбу с эпидемиями. Зато о своем намерении разработать вакцину от Зика уже заявили фармацевты, которые готовы инвестировать в исследования более $1 млрд. Очевидно, в ожидании достойной прибыли

В конце января 2016 года американский Центр контроля заболеваний присвоил вирусу Зика статус пандемической угрозы и заявил, что до конца зимы в Латинской и Северной Америке этой болезнью могут заболеть более 3 млн человек. Хотя она не смертельна, но может вызывать неизвестные пока осложнения и при заражении беременных приводить к микроцефалии у детей.

Сейчас вирус в основном сосредоточен в Бразилии и постепенно движется на север. Вместе с комарами, которые и являются его главными носителями. Но к лету он может добраться до США, а потом оттуда перейти и в Европу. При этом непонятно, какими методами эпидемию можно будет остановить. За последние несколько лет мировые контролирующие органы все чаще признают — ситуация с пандемиями очень сложная.

"Глобализация и мировой туризм привели к тому, что тропические лихорадки массово распространяются даже в развитых странах, где их никогда не было", — рассказывает Delo.UA Ник Занн из американской Heritage Foundation.

По его мнению, если дело так пойдет и дальше, то вскоре эпидемии станут привычным атрибутом во всем мире.

Наряду с этим фармацевтические компании в прошлом году показали одну из самых высоких прибылей. В отрасли также произошло несколько больших слияний на общую сумму около $100 млрд. И никто не скрывает, что вспышка вируса Эбола в Африке очень помогла индустрии преодолеть кризис.

Теперь же фармацевты говорят, что почти готовы предоставить рынку вакцину от вируса Зика, но эксперты не верят в такое быстрое исцеление. Дело в том, что вирус очень много лет наблюдали только на островах Океании, и потому он никого не интересовал. Когда же он добрался до более развитых стран и начал угрожать даже США, то оказалось, что исследования не велись и лечебных протоколов почти нет.

В итоге вирус Зика пока ненадолго остановился в Латинской Америке, где государства вынуждены были мобилизовать армию для борьбы с его основными носителями —комарами. Но пока борьба идет не очень успешно. Когда потеплеет и вирус пойдет в Мексиканский залив, может возникнуть реальная опасность эпидемии как там, так и севернее.

Тем более, что из-за глобального потепления москиты начали забираться намного севернее и теперь даже могут выносить зимы во Флориде или Средиземноморье.

Пока только то, что смертность от этого вируса невысока, помогает многим политикам не замечать его. Но столь быстрое его распространение доказывает, что санитарные кордоны, которые могут установить отдельные страны, не являются эффективными. А у международных организаций просто не хватает финансирования для того, чтобы нормально реагировать на такие угрозы, которые становятся все более осязаемыми даже для жителей благополучных стран.

Непопулярный вирус

У Зика было немного шансов привлечь внимание мировых СМИ и ученых.

Во-первых, его обнаружили более 40 лет назад на островах Океании, а также в некоторых районах экваториальной Африки. Но в 60-х годах, когда это случилось, там постоянно находили более опасные заболевания, которые выкашивали целые села. Тем более, что эпидемиологическая ситуация там никого не удивляла и часто списывалась на отсутствие гигиены и полную антисанитарию в регионе.

Во-вторых, Зика не была смертельной. Болезнь, которую вызывал вирус, в 70% случаев проходила сама, хотя и могла привести к осложнениям — появлению паралича или даже смерти. Но это были единичные проявления. В то время, как лихорадка Эбола в 2014-м году достигала в Сьерра-Леоне уровня смертности в 80%. При этом никто не связывал опасную микроцефалию новорожденных (существенное уменьшение объемов черепа и мозга) с возбудителем.

До прошлого года никто не мог подумать, что вирус может так быстро распространится по Южной Америке. Ученые предполагают, что переносчиков заразы, комаров, туда завезли на торговых кораблях. "Большая часть инфицированных насекомых прибывает в грузах с цветами или фруктами и никто не в состоянии сейчас отследить их маршрут", — сокрушается профессор Марк Либстих из Гарварда. В большинстве стран Латинской Америки, по его мнению, есть только видимость санитарного кордона.

Потому неудивительно, что только в Бразилии за последние три месяца зарегистрировано более 4000 случаев рождения младенцев с микроцефалией. И сейчас вирусологи почти уверены, что это отклонение вызывается именно наличием вируса Зика в крови матери в период формирования нервной системы плода. В Бразилии президент Дилма Русефф уже мобилизовала армию для того, чтобы уничтожить как можно больше комаров.

Важно также помнить, что этим летом там состоятся летние Олимпийские игры, на которые приедут более 150 тысяч туристов и болельщиков. Это означает, что вирус получит возможность распространиться по всему миру. А учитывая, что его симптомы можно перепутать с обычной простудой, то многие не станут делать анализы. Пока вирус могут передавать только комары, есть лишь один случай, когда он перешел от человека к человеку. Но при этом до прошлого года угроза со стороны Зика для младенцев также была неподтвержденной.

Бедный эшелон

Уже после начала эпидемии в Бразилии и обнаружения вирусных клеток в околоплодных водах значительного количества беременных мировое сообщество надеялось, что усилия ВОЗ и ЦКЗ смогут остановить заразу на уровне нескольких стран Латинской Америки. Но оказалось, что этот заслон не может нормально выполнять свои функции — нет денег.

ВОЗ начала 2015 год с дефицитом бюджета в $1,1 млрд. Организация была вынуждена свернуть все большие проекты по сопротивлению эпидемиям.

Кристи Фейг из американского ЦКЗ считает, что страны-члены этой организации отказываются платить взносы, так как считают, что это не настолько важная проблема. "Мы даже не можем отправить нужное количество врачей в Бразилию. Если бы болезнь распространялась быстрее, то мы бы уже имели полномасштабную пандемию", — говорит эксперт.

Кроме того, наднациональные системы мониторинга и предупреждения эпидемий пока не отработаны между странами. В докладе американского департамента внутренней безопасности считают, что ЕС и США будут готовы ввести полноценный карантин только через 60 дней после начала эпидемии. По расчетам же аналитиков ЦКЗ, вирусу, который передается по воздуху, если он зародился в густонаселенном регионе Азии или Латинской Америки, потребуется только месяц, чтобы разнестись по всему миру. Тем более вирусы постоянно мутируют или появляются новые штаммы.

Даже вспышки Эболы и Зика не заставила политиков пересмотреть размер отчислений на борьбу с эпидемиями. В Вашингтоне заявили, что достаточно тратят на эту сферу, хотя в текущем году бюджет ЦКЗ сократили на 5%.

А вот кто сразу оживился, так это фармацевты, которые начали создавать вакцину от Зика. По данным Bloomberg, 8 международных компаний заявили, что готовы инвестировать более $1 млрд в эти исследования. Возможно, они понимают, что даже бедные страны будут готовы заплатить за лекарство любые деньги. Тем более, что проблема микроцефалии становится все более серьезной, так как о сотнях случаев заявили в Аргентине и Перу. Хотя там пока даже не успели подсчитать общего количества зараженных.

Но на создание вакцины понадобится не меньше 6 месяцев. А это означает, что мир должен пережить лето, миграцию на север комаров-переносчиков и расползание болезни после Олимпийских игр без лекарства и действенных протоколов по защите от этой опасности.