Популизм по-немецки: кто может заменить Меркель

Кризис мигрантов и вынужденная денежная поддержка более бедных соседей по ЕС постепенно подтачивают популярность Ангелы Меркель в Германии. Альтернативой ей в большой политике уже в 2017 году могут стать ультраправые движения

В 2015 году европейские СМИ почти единогласно объявили Ангелу Меркель главным политиком Европы. На тот момент она возглавляла самую экономически мощную страну в ЕС и параллельно удерживала на плаву финансовую систему всей Европы. Кроме того, Федеральный канцлер выступала с жесткой критикой Владимира Путина и требовала ввести новые санкции относительно лидера России и его партнеров. Наконец, она постоянно летала в Минск, где пыталась остановить войну в Украине и обуздать амбиции Москвы. На ее фоне президент Франции Франсуа Олланд с его катастрофически низким рейтингом казался на этих переговорах статистом. И немцам все это нравилось.

Но в 2016-м уровень любви немцев к своему канцлеру начал падать. В первую очередь в этом виновата политика относительно мигрантов и как результат — миграционный кризис в Германии. Многие немцы не хотят видеть рядом с собой соседей из Сирии или Нигерии, пытаются всячески отгородиться от них, и, естественно, не поддерживают сверхтолерантную политику Берлина.

И когда рейтинг Меркель начал падать, то оказалось, что госпоже канцлеру в немецкой политике нет альтернативы: есть либо ее верные соратники, либо маргинальные лидеры, которые пытаются сыграть на снижении ее популярности. "У нас уже были похожие ситуации, в 60-х, и в начале 90-х годов, когда популярным стало правое движение "Республиканцы". Тогда ультраправые силы набирали до 20% голосов", — рассказывает профессор Томас Петерсен из Allensbach Institute. Но, по его мнению, эти силы пока достаточно слабы, так как в Германии после Второй мировой сложно "раскрутить" любое движение с правой идеологией. Но постепенно их популярность растет.

Это, конечно, не означает, что вскоре Ангела Меркель может уйти в отставку. Согласно опросу Allensbach Institute в апреле 2016, более 60% немцев ответили, что никто кроме текущего канцлера не сможет справиться со своими обязанностями, и только 12% смогли назвать других кандидатов. Но, тем не менее, центристский способ управления страной начинает немного утомлять немцев и потому властям нужно быстро решать, как побороть кризис мигрантов и удержать экономику от падения. Иначе в Германии впервые за полвека может возникнуть сильное движение правых, с призывали закрыть страну для мигрантов и выйти из Евросоюза.

Локомотив Европы

В 2005 году, когда Ангела Меркель впервые стала федеральным канцлером, Германия была важной страной в ЕС, но другие государства союза постоянно соперничали с ней за влияние в Брюсселе. Тем более, что на тот момент страна не так давно пережила объединение с восточной частью и пыталась наладить свою экономику. Рост ВВП Германии в 2004 году составлял всего 3%, в то время как Великобритания или Франция развивались с ускорением в среднем 5-6%.

Тем более соседние большие страны возглавляли яркие политики, претендовавшие на европейское лидерство. Так во Франции Жак Ширак собирался реформировать армию республики и создать на ее базе альтернативу НАТО. Лидер Великобритании Тони Блэр выступал за большую интеграцию британской банковской системы в ЕС. Наконец харизматичный итальянский премьер Сильвио Берлускони, постоянно говорил об амбициях Рима на Средиземноморье.

Но со временем все они сошли с политической сцены. Франция, которая всегда была конкурентом Германии, после начала экономического кризиса так и не смогла наладить экономику, и в 2016 году ее ВВП вырастет только на 0,8%. Все из-за того, что правительство не может урезать социальные выплаты и поднять продуктивность труда. Каждая попытка президента Николя Саркози натыкалась на забастовки и митинги. И даже его политическая активность и участие в операции НАТО в Ливии принесли только лишние растраты и падение его рейтинга. Нынешний лидер страны Франсуа Олланд, после попытки небольшой победоносной операции в Мали в 2014 году, уже не имеет таких международных амбиций и готов покорно следовать за политикой Берлина.

Пережив экономический кризис, Великобритания кардинально поменяла свое отношения к ЕС. "У нас опять говорят об изоляции и потребности держаться подальше от проблем и бед единой Европы", — рассказывает лорд британского парламента Дэвид Ховел. По его мнению, политическая судьба премьера Дэвида Кэмерона зависит от результата референдума по отделению страны от ЕС. Если британцы выскажутся за этот шаг, то дальнейшая жизнь правительства станет очень напряженной.

Страны Средиземноморья все больше погрязают в собственных экономических проблемах и потому их мало интересует будущее ЕС. Так, в Италии в этом году по прогнозу The Economist Intelligence Unit экономика вырастет всего на 0,2%. Тем более, что сейчас страны южной Европы вынуждены постоянно обращаться за помощью к Брюсселю и Берлину, которые располагают деньгами.

На этом фоне сразу видно анемическое развитие экономик основных стран Еврозоны. По прогнозам издания The Economist в 2016 году они в среднем дотянут до 2% роста ВВП. И это будет лучший показатель за последние 5 лет. А вот Берлин будет развиваться с ускорением минимум в 4,5%, и собирается внедрять у себя новые отрасли промышленности, которые основаны на цифровых технологиях, 3D печати и искусственном интеллекте.

Потому не удивительно, что с нормальными экономическими показателями, Германия постепенно стала главным донором ЕС. С начала кризиса суверенных долгов в ЕС, Германия уже передала странам-членам союза более 150 млрд. евро. И, согласно опросам общественного мнения, более 60% жителей Германии не понимают, почему нужно давать деньги проблемным странам.

Именно это подстегивает Ангелу Меркель усиливать давление на Евросоюз с целью, чтобы он заставил Южную Европу экономить. Так в начале 2014 года Греция получила еще один транш помощи только после того, как согласилась начать большую программу приватизации. Но, по прогнозам аналитиков, в ближайшие пару лет ситуация не изменится и экономическое развитие будет требовать новых вливаний немецких денег.

Правая альтернатива

Но 2016 год принес федеральному канцлеру новые проблемы, с которыми она раньше не сталкивалась. Во-первых, кризис мигрантов расколол немецкое общество. Более 30% немцев не поддерживают ее политику по ассимиляции значительной части беженцев из Сирии и Ирака. Но тут Берлин не может отступить, так как он почти силой заставляет другие страны союза принимать у себя переселенцев, и если сам покажет нежелание делать это, то общеевропейская программа провалится. До 2020 года страна согласилась принять у себя более 60 тысяч человек, хотя эксперты считают, что их будет в трое больше. Потому рейтинг Ангелы Меркель впервые за пять лет начал падать.

"Противников миграции не так много, но они организованны и люди пока поддерживают их из страха и растерянности", — считает исполнительный директор Center for Transatlantic Relations Дэниэл Хаммилтон. По его мнению, падение рейтинга канцлера сейчас — временное явление. Ее рейтинг уже падал в 2010 году, когда правительство начало проводить реформы направленные на экономию и переоснащение промышленности. Но позднее, когда экономика начала расти, то и рейтинг Меркель пошел в гору.

Хотя теперь проявилась интересная особенность немецкой политики. Основными конкурентами власти оказались правые партии. Среди центристов и левых нет ни людей, ни политических сил, которые могут бросить вызов всесильному канцлеру. По мнению Дэниэла Хаммилтона те политики, которые сейчас на слуху не идут ни в какое сравнение с Меркель. Министр финансов Вольфганг Шойбле — слишком стар для начала собственной карьеры, Хорст Зеехофер из ХСС не является национальным кандидатом, только премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Ханнелоре Крафт может быть реальным кандидатом от левых партий. Но в остальном выбирать не из кого.

В то же время в стране активизировались партии более правого толка, которые напирают на популизм. Такие как "Альтернатива для Германии", которая ратует за выход из ЕС, закрытие границ для мигрантов и уход от центристского курса канцлера.

До начала кризиса мигрантов рейтинги партии держались на уровне 5-8%, но в этом году поползли вверх. Сейчас, согласно опросам, "Альтернатива" может получить до 20% голосов на выборах. Тем более, что по мнению, Дэвида Ховела, немцы могли устать от умеренного правления и скандал с мигрантами стал только возбудителем общественного мнения. Особенно это стало заметно на фоне выборов в США, где харизматичные лидеры без нормальной программы — Дональд Трамп и Бэрни Сандерс успешно конкурируют с центристскими кандидатами. А в период избирательной кампании в Америке в мире опять встают вопросы лидерства и политических программ, которые нравятся населению. Теперь у Ангелы Меркель есть немногим больше года, до выборов в 2017 году, чтобы опять вернуть себе доверие избирателей и показать, что правая альтернатива, это только временное заблуждение.