Позиция Москвы по Йемену угрожает ее отношениям со странами Персидского залива

Даже если бы Россия была незаменимой страной огромного значения для государств Персидского залива, столкновение интересов Москвы и этих стран и ее тесная связь с интересами Ирана не позволят верить Москве в будущем

Главный редактор международной арабской газеты Asharq Al-Awsat Салман Алдоссари написал колонку, в которой объясняет, что заявления российского президента Владимира Путина о необходимости прекратить вооруженную борьбу с хуситами в Йемене лишены логики, учитывая поведение Москвы в Сирии и Украине. И тем более, — отмечает журналист, — эта позиция влияет на будущее отношений России и стран Персидского залива.

Судьба распорядилась так, что логика Владимира Путина, президента России (а все знают, что такое Россия) совпадает с логикой Хассана Насраллы, лидера боевиков Хезболлы. Оба они, в той или иной мере вовлеченные в войну в Сирии, убийства ее безоружных граждан и вмешательство во внутренние дела арабского государства против воли миллионов его людей, теперь читают нам нотации о необходимости мирного решения и о том, что можно, верно и неверно, — пишет Салман Алдоссари. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Файсал в своем письме к саммиту Лиги арабский государств в понедельник дал краткий ответ на российскую провокацию словами: "Когда вы — часть проблемы, вы не можете быть частью решения".

Российские чиновники забыли, что постепенно отклоняются от международного права и устанавливают собственное, согласно которому определяют свою внешнюю политику, воюющую со всем миром. Москва оккупировала части Украины с помощью оружия и поддерживает режим в Сирии, утративший легитимность. В то же время под предлогом мирного урегулирования она хочет дать боевикам-хуситам шанс посеять хаос в Йемене по сценарию, схожему с участием Хезболлы в Сирии. Это попросту перевернутая логика Путина и его администрации.

Москва хочет, чтобы ситуация в Йемене была аналогична ситуации в Сирии: нелегитимный режим хуситов, захвативший страну при поддержке внешних сил — России и Ирана — и управляемый иностранной столицей.

Как президент Путин объяснил бы оккупацию целой страны, задержание ее президента и премьер-министра, упразднение всех государственных учреждений и контроль армии боевиками? И это не упоминая об иранских поставках оружия и военной техники посредством 14 прямых воздушных поставок в день из Тегерана в Санаа. Именно это Тегеран и Москва делали с режимом Башара Асада в Сирии. Прежде чем призывать к мирному урегулированию, не стоит ли Путину вначале прекратить поставлять оружие сирийскому режиму, чтобы убивать сирийцев?

Ради понимания отчаянных противоречий российской внешней политики, беспрецедентной в истории этой бывшей супердержавы, необходимо ознакомиться с тем, что специальный посланник России на Ближнем Востоке, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов недавно рассказал российскому новостному агентству RIA Новости:

"Россия против вмешательства во внутренние дела суверенных государств и подчеркивает необходимость прекращения использования силы всеми сторонами, призывает к прекращению огня, остановке авиаударов и взаимных атак и началу переговорного процесса".

Давайте сравним это высокопарное заявление с российской позицией в Сирии и Украине. Страны мира устали от несоответствия теории и практики — этим отличается Россия.

Наблюдатель не сможет не заметить связи, которая прослеживается между российско-иранской координацией действий (сначала в Сирии и теперь в Йемене, где она не закончится), и ее последствиями для интересов Ирана в регионе, как это видно в случае с операцией "Решительная буря". Трудно провести различие между беспокойством России о последствиях снижения иранского влияния в Йемене и соответствующем исходе ядерных переговоров. Обе страны, Россия и Иран, намерены торговаться с государствами Персидского залива по нескольким вопросам. И это не упоминая факта, что Россия оказалась в ситуации, где рассматривается как союзник связанных с Ираном шиитских сил в противовес суннитским.

Но даже если бы Россия была незаменимой страной огромного значения для государств этого региона, столкновение интересов Москвы и этих стран и ее тесная связь с интересами Ирана не позволит верить ей в будущем. Это касается как минимум государств Персидского залива.