Путь по кругу на Восток: почему Китай отвернулся от России

Еще год назад экономико-политический союз России и Китая казался вопросом решенным. Но прошел год, и Си Цзиньпин даже не счел нужным приехать на традиционно пафосный День победы в Москве, а планы совместных проектов остались лишь планами, даже не закрепленными на бумаге. Россия уже поняла, что "пекинские надежды" потерпели крах, и пытается найти новых союзников в Азии. Но не получится ли, как с Китаем, и почему с Китаем вышло именно так?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Парад победы на Красной площади в Москве, который прошел 9 мая, явно должен был повторить размах прошлогодних торжеств, когда Россия отмечала 70-летие завершения Великой отечественной войны. По брусчатке также грохотали танки и сапоги тысяч солдат, в современной форме и в гимнастерках времен средины ХХ века, но только на трибуне для почетных гостей было странно пусто. Если в 2015 году Владимир Путин смог пригласить к себе почти десять лидеров из разных стран, то теперь с визитом приехал только глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. В прошлом году главным гостем в ходе визита был лидер Китая Си Цзиньпин. А через несколько месяцев в Пекин на парад по случаю завершению Второй мировой прибыл уже и Путин. Тогда многие говорили, что эти парады символизируют разворот российской политики на Восток и создание новой оси могущества — Москва-Пекин. Особенно в этом преуспели российские СМИ, которые обсуждали, какие масштабные проекты две страны могут проводить, и как теперь будут делить мир.

Но через год оказалось, что разворот к Востоку не стал реальной политикой и не пошел дальше разговоров. В России, к примеру, много спорили о потребности переноса китайских предприятий на Дальний Восток. Но все закончилось тем, что подобный договор пока подписали только Пекин и Астана, на общую сумму в $24 млрд. То же самое произошло и с проектом Великого шелкового пути, там строятся железнодорожные ветки и прокладываются дороги, но пока они идут больше в Казахстан или Пакистан. А Россия покрывает только 1% сухопутной торговли между Европой и Азией.

В политической сфере Москва и Пекин также не смогли наладить взаимодействие.

"Страны преследуют слишком разные цели и не хотят быть ведомыми. Потому политический союз никак не станет реальностью", — считает Бо Жуэ из The East Asian Institute.

По его словам, ни одна из сторон не желала идти на компромисс, и потому союз не удался. Тем более, что в последнее время Китай решил сосредоточиться на внутренних проблемах и больше не продвигает идею своего доминирования в мире.

Потому не удивительно, что сразу после парада Россия готовится принимать саммит стран ASEAN, куда входят 10 стран Юго-Восточной Азии, и нет Китая. А до этого Владимир Путин встречался с премьером Японии Синдзо Абэ, с которым опять говорил про Курильские острова. В Москве снова активизировались разговоры о пути на Восток, но теперь не в сторону Китая, а южнее туда где Москву пока ждут и предположительно готовы сотрудничать.

Хотя не понятно, не постигнет ли эти декларации судьба прошлогодних обещаний.

Китайский мотив

Еще не так давно Россия планировала строить общее экономическое пространство от "Лиссабона до Владивостока", напирая на сотрудничество с ЕС. При этом восточный фактор в политике РФ был на втором плане. Так, в Китай, который тогда уже стал самым большим потребителем газа в мире, не было построено ни одного стратегического газопровода. И потому в Пекине предпочитали покупать энергоносители у Туркменистана.

Но в 2012 году ситуация резко изменилась. Во-первых, Европа сильно разочаровалась, когда Путин решил опять стать президентом, а не выдвинул на этот пост хотя бы имиджево-прозападного Дмитрия Медведева. Во-вторых, протесты в Москве российская власть восприняла как происки иностранных агентов. С этого момента отношения между партнерами все больше ухудшались. Одновременно новый президент заявил, что восточные регионы России развиваются медленно, и в будущем должны стать стимулом для роста экономики всей страны. Их развитие будет направленно на восток, в Китай и другие страны Азии.

Шанхайская организация сотрудничества, которая до этого выполняла номинальные функции, стала проводить свои конференции каждые полгода. На каждой из них Путин и Си Цзиньпин подписывали документы о сотрудничестве.

Потом начались события в Украине, и международное сообщество полностью отвернулось от России, оккупировавшей Крым и, хоть и не признавая этого официально, отправлявшей своих солдат на Донбасс. Даже Германия, которая старалась до последнего поддерживать своих союзников в Кремле, отступила и ввела санкции против Москвы.

В Китае же к этому времени глава партии провел централизацию своей власти и получил полный контроль над государством. До этого только Мао Цзэдун мог похвастаться таким абсолютной властью (после него политики в Пекине старались распределять полномочия между несколькими избранными людьми). Но теперь китайская политики стала ближе к авторитаризму. Кроме того, Пекин негативно воспринял революцию в Украине. КНР боится таких "цветных революций" и видит в них попытку Запада влиять на отдельные страны. Особенно этот страх усилился после протестов в Шанхае летом 2014 года. Тогда, по мнению американских экспертов, власти были готовы вывести на улицы армию, но студенты разошлись сами.

Потому в тот момент две страны чувствовали определенное притяжение. И их заявленный альянс "от Петербурга до Шанхая" никого не удивил. Более того, в 2014 году Пекин начал проявлять агрессивную политику в Тихом океане. Китайские корабли постоянно заходили в нейтральные воды и пытались установить на необитаемых островах свой контроль. В последствии КНР даже начала насыпать искусственные острова, чтобы застолбить за собой богатую нефтью и газом территорию. По данным официального Пекина военный бюджет страны в 2016 году достигнет $146 млрд. И в последние годы его рост составлял примерно 7%.

Для поддержки этих действий Пекину нужен был союзник с международным именем. И Россия, единственная большая страна, которая открыто бросила вызов Америке, подходила для этого идеально.

Два императора

Но за год Китай и Россия не продвинулись в создании ни одного союза, ни военного, ни экономического, ни политического. И для этого есть сразу несколько причин.

Во-первых, Россия не предложила КНР конкретного плана в экономическом сотрудничестве. Большинство идей остались на уровне деклараций. "Российская экономика слишком сильно связана с политикой. И Москва обязательно хотела защитить свои интересы и рынки", — говорит Лен Эдвардс из Centre for International Governance Innovation. По его мнению, в РФ ждали, что инвесторы и Китая просто будут вкладывать деньги, а распоряжаться ими будут местные компании, налоги поступать в местные бюджеты, и рабочие места создаваться в России. В Пекине же не обрадовались такой перспективе, так как рядом было достаточно стран, чтобы инвестировать средства на своих условиях. Кроме того, значительная часть китайских чиновников понимают истинное экономическое состояние России и потому надеялись получить доступ к ее ресурсам за небольшие деньги. Но и этого не случилось.

Во-вторых, Россия не была последовательна в своем курсе на Восток. Летом 2015-го она начала операцию в Сирии, явно желая склонить США и ЕС к началу диалога. Владимир Путин говорил о создании широкой коалиции против ИГИЛ. Именно для этого российские войска несколько месяцев бомбили территорию Сирии и привели к кризису беженцев в Европе. Но Брюссель и Вашингтон отказались от диалога и не сняли санкции. Потому в Москве опять вспомнили об Азии.

Наконец, в последние месяцы Китай больше сосредоточился на собственных проблемах и замедлении темпов экономического развития. МВФ прогнозирует падение темпов роста ВВП с 7% до 6,5% уже в этом году.

Потому Пекин пока свернул большинство операций на Тихом океане. А значит и политический союз с Россией ему не так нужен. Тем более, что сейчас он больше думает, что противопоставить американской инициативе зоны свободной торговли в Тихом океане, а не как реализовать декларации ШОС.

В итоге, Россия задумалась о сотрудничистве со странами ASEAN, суммарный ВВП которых дотягивает до $8 трлн. Но пока дальше деклараций дело также не идет. Тем более, что подобные обещания Москва раздавала на прошлом саммите этой организации на своей территории, проходил он 5 лет назад. И с этого момента ничего не изменилось.