Российские СМИ: Черноморский флот душат газом

Россию интересует вопрос перевооружения Черноморского Флота, чего нельзя сделать без согласия Киева
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В ноябре — начале декабря Украина и Россия могут подписать новые соглашения, касающиеся базирования Черноморского флота (далее — ЧФ) в Крыму. Как сообщил руководитель Главного управления по вопросам международных отношений администрации президента Андрей Гончарук, на днях Виктор Янукович поручил министерствам подготовить пакет соответствующих документов. Российскую сторону интересует вопрос перевооружения ЧФ, чего нельзя сделать без согласия Киева. Но надежды Украины добиться снижения цены на газ взамен на разрешение перевооружить корабли могут не оправдаться, полагают эксперты в Киеве.

О том, что затянувшиеся на 10 лет переговоры по модернизации техники на ЧФ могут завершиться до конца года, еще в июле сообщил командующий флотом контр-адмирал Александр Федотенков. Как известно, проблема возникла, поскольку в базовых соглашениях о разделе флота, подписанных в 1997 году, было указано, что замена устаревшей техники на новую может проводиться только с согласия украинской стороны и в формате "тип на тип", "класс на класс". В тот момент речь шла о прекращении к 2017 году базирования флота в Крыму, а поэтому чиновники не задумывались о долгосрочных планах.

Однако с 2010 года, когда были подписаны Харьковские соглашения, ситуация изменилась: базирование флота было продлено до 2042 года с возможностью продления действия соглашения. Остро встал вопрос о замене устаревших кораблей и техники на новые образцы. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отметил, что флот, превращающийся в металлолом, не может выполнять главную задачу — обеспечивать интересы России в Азово-Черноморском и в Средиземноморском регионах.

Менять устаревшие образцы техники на такие же, хоть и находящиеся в боеспособном состоянии, тоже бессмысленно. Поэтому российская сторона взяла курс на качественное обновление ЧФ.

Оборонное ведомство РФ несколько раз обнародовало самые широкие планы по усилению ЧФ, однако все они упирались в необходимость получить разрешение Украины. А Киев, в свою очередь, затягивал переговоры, не давая российской стороне прямого отказа, но намекая на необходимость встречных уступок — в частности, в вопросе снижения цены на газ. Но Россия и без особых разрешений добивалась своего, отметил Бадрак. "В свое время был спор по поводу замены самолетов Су-17 на новые Су-24М. Украина возразила — мол, новые образцы могут быть носителями ядерного оружия. Но после споров и скандалов все же согласилась на замену при условии, что с самолетов демонтируют устройства, способные нести ядерное ракеты. То же произошло с новыми видами кораблей: украинская сторона упиралась, но Россия добилась поставок в Севастополь мощных ракетных катеров "Самум" и "Бора". Сейчас на очереди вопрос с подводными лодками", — пояснил эксперт.

Но проблема в том, что сейчас на базе ЧФ РФ есть одна устаревшая подлодка, а Минобороны РФ планирует завезти в Севастополь к 2017 году шесть новейших образцов ПЛ проекта 636. Первая из них, как планируется, будет готова уже к концу 2013 года. От украинской стороны требуется разрешение увеличить количество данного вида техники. И это дает Киеву возможности для торга с Москвой, отмечают эксперты.

Примечательно, что нынешним летом Конституционный суд Украины своим решением вернул Верховной Раде право денонсировать международные договоры. Оппозиция уверенно заявила о намерении отменить Харьковские соглашения. Ведь Россия выиграла от их подписания, закрепив свое геополитическое присутствие на Черном море, а украинская сторона проиграла: несмотря на 100-долларовую скидку, цена на газ постоянно повышается. Политологи сомневаются, что Киев действительно рискнет денонсировать Харьковские соглашения, но отмечают, что открытая Конституционным судом возможность намекает Москве, что от нее ожидают ответных уступок.

"Речь может идти и об условиях поставок газа, и об отдельных аспектах военно-технического сотрудничества, о решении проблемы морских границ. Есть много вопросов, в которых украинская сторона надеется если не на уступки, то на добрососедское, партнерское отношение России", — сказал руководитель аналитического центра "Номос" Сергей Кулик. Он отметил, что, если со стороны соседей будут сделаны шаги навстречу, можно ожидать и разрешения Украины на перевооружение флота.

"В противном случае, думаю, на стол президентов Януковича и Путина в ходе их встречи в ноябре–декабре лягут не соглашения стратегического характера, а документы, имеющие тактическое значение. Украину интересует завершение инвентаризации инфраструктуры и земель, арендуемых флотом. Российская сторона ожидает отмены 20-процентной ввозной пошлины на товары, поставляемые флоту, снижения налогов и упрощения процедуры регистрации военнослужащих", — отметил эксперт. Кулик считает, что судить о содержании готовящихся соглашений относительно условий базирования ЧФ можно будет по тому, сдвинутся ли с мертвой точки газовые переговоры.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский сказал, что на сегодня нет никаких оснований говорить о готовности "Газпрома" идти на уступки украинской стороне. Он напомнил, что в середине сентября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович четко сказал Киеву: российская сторона пойдет на уступки в цене газа только в том случае, если потери "Газпрома" будут компенсированы выгодным сотрудничеством в других сферах. А для этого Украине нужно вступить в Таможенный союз, подчеркнул Дворкович.