Советы Генри Киссинджера по разрешению конфликта в Крыму

Экс-госсекретарь США Генри Киссинджер уверен, что политика военного навязывания Кремля в Крыму может спровоцировать очередную Холодную войну

Публичные дискуссии об Украине полностью касаются конфронтации. Но знаем ли мы, каким путем идем? В своей жизни я был свидетелем четырех войн, начавшихся с огромного энтузиазма и общественной поддержки, с каждой из них мы не знали, как покончить, а из трех вышли в одностороннем порядке. Политика проверяется тем, как все это заканчивается, а не тем, как начинается, — пишет для Washington Post Генри Киссинджер, госсекретарь США с 1973 по 1977 год.

Слишком часто украинский вопрос ставят в виде решительного противостояния: к Востоку Украина присоединится или к Западу. Но если Украина желает выжить и процветать, она не должна становиться форпостом одной стороны против другой — ей лучше быть мостом между ними.

Россия обязана принять тот факт, что попытка заставить Украину быть в статусе сателлита, и тем самым снова сместить границы России, обрекает Москву на повтор ее истории самозаводящихся циклов взаимного давления с Европой и Соединенными Штатами.

Запад должен понимать, что для России Украина никогда не сможет быть просто другой страной. Российская история начиналась в месте, которое называется Киевская Русь. Российская религия распространялась оттуда. Украина была частью России столетиями, их истории были переплетены и до этого. Некоторые из самых ключевых битв за российскую свободу, начиная с битвы за Полтаву 1709 года, происходили на украинской земле. Черноморский флот — способ России распространить власть на Средиземноморье — базирован в Севастополе, в Крыму, на основе договора о долгосрочной аренде. Даже такие известные диссиденты, как Александр Солженицын и Иосиф Бродский настаивали, что Украина — неотъемлемая часть российской истории и в частности России.

Европейский Союз должен признать, что его бюрократическая медлительность и подчинение стратегического элемента внутренней политике в переговорах о взаимоотношениях Украины и Европы внесли свой вклад в превращение переговоров в кризис. Внешняя политика — это искусство расстановки приоритетов.

Украинцы — решающий элемент. Они живут в стране со сложной историей и многоязычным составом населения. Западная часть была включена в состав Советского Союза в 1939 году, когда Сталин и Гитлер разделили трофеи. Крым, 60% населения котрого составляют русские, стал частью Украины только в 1954 году, когда Никита Хрущев, украинец по рождению, наградил им страну в рамках празднования 300-летия договора с казаками. Запад в большинстве своем католический; восток в основном принадлежит к русской православной церкви. Запад говорит по-украински; восток говорит в основном по-русски. Любая попытка одной украинской стороны доминировать над другой — как это и происходило — в результате приведет к гражданской войне или расколу. Рассматривать Украину как часть конфронтации между Востоком и Западом — значит подорвать на десятилетия любую перспективу привести Россию и Запад, особенно Россию и Европу, к международной системе сотрудничества.

Украина была независима только 23 года; до этого она была под каким-либо зарубежным правлением с 14 столетия. Неудивительно, что ее лидеры не изучили искусство компромисса даже менее исторической перспективы. Политика Украины пост-независимого периода четко показывает, что корни проблемы — в попытках украинских политиков навязать свою волю непокорным частям страны, сначала со стороны одной фракции, потом другой. В этом суть конфликта между Виктором Януковичем и его основным политическим соперником Юлией Тимошенко. Они представляют два украинских крыла и не были намерены делиться властью. Мудрой американской политикой в адрес Украины может стать поиск пути, при котором обе части страны будут сотрудничать друг с другом. Мы должны искать примирения, а не господства фракций.

Россия и Запад, и менее всего различные фракции в Украине, не действовали по этому принципу. Каждый делал ситуацию хуже. Россия не сможет использовать военные меры без того, чтобы изолировать себя, когда многие ее границы и так неустойчивы. Что касается Запада, демонизация Владимира Путина — это не политика; это алиби в ее отсутствие.

Путин должен понять, какими бы ни были его претензии, политика военного навязывания спровоцирует очередную Холодную войну. Со своей стороны США необходимо избегать отношения к России как аберрантной стране, которую нужно терпеливо учить правилам поведения, принятым в Вашингтоне. Путин — серьезный стратег в рамках российской истории. Понимание американских ценностей и психологии — не его сильная сторона. Но и понимание российской истории и психологии не является сильной стороной американских законодателей.

Лидеры всех сторон должны изучить последствия, а не конкурировать в позерстве.

Вот мое понимание последствий, совместимых с ценностями и интересами безопасности всех сторон:

1. Украина должна иметь право свободно выбирать экономическую и политическую ассоциацию, включая ассоциацию с Европой;

2. Украина не должна вступать в НАТО, эту позицию я занял семь лет назад, когда вопрос поднимался в последний раз;

3. Украина должна быть свободной в создании любого правительства, которое будет совместимым с изъявленной волей народа. Мудрые украинские лидеры потом сделают выбор в пользу политики примирения между различными частями своей страны. С международной точки зрения они должны стремиться занять позицию, схожую с позицией Финляндии. Этот народ не оставляет никаких сомнений в сильной независимости, сотрудничает с Западом в большинстве направлений, но осторожно избегает институциональной враждебности в адрес России;

4. Аннексия Крыма Россией несовместима с существующими правилами миропорядка. Но должна существовать возможность сделать отношения Крыма к Украине менее подрывными. С этой целью России лучше признать украинский суверенитет в отношении Крыма.

Украина должна усилить крымскую автономию посредством выборов, проведенных при участии международных наблюдателей. Этот процесс будет включать отказ от любых неясностей по поводу статуса Черноморского флота в Севастополе.

Это принципы, не предписания. Люди, знакомые с этим регионом, знают, что не все это приемлемо для всех сторон. Испытание заключается не в абсолютном удовлетворении, а в сбалансированном неудовлетворении. Если какое-то решение на основе этих или сопоставимых элементов не будет достигнуто, движение в сторону конфронтации будет ускоряться. И время для этого наступит достаточно скоро.