The Diplomat: покупка российских Су-35 поможет Китаю создать истребители мирового класса

С точки зрения ВВС Китая покупка Су-35 — ситуация всеобщего выигрыша. Они не только получат высокопроизводительный новый самолет, но также двигатель, способный сделать их новый усовершенствованный J-20 истребителем мирового класса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В прошлом апреле китайский производитель самолетов Shenyang Aircraft Corporation удивила обозревателей военной тематики, проведя тестовый полет своего нового истребителя J-11D, усовершенствованной версии J-11, китайской копии российского Су-27. Предполагается, что D-модель истребителя J-11 обладает такими продвинутыми характеристиками, как активная фазированная антенная решетка (АФАР), инфракрасная поисково-следящая система (ИПСС) и большее количество использованных композитных материалов для уменьшения веса самолета и заметности в радиолокационном диапазоне, — пишет the Diplomat. Первый полет свидетельствует о том, что J-11D в своем развитии ушел дальше, чем предрекали многие эксперты; он имеет все шансы стать новым смертоносным дополнением к растущему военно-воздушному флоту ВВС Народно-освободительной армии Китая (ВВС Китая).

Несмотря на явно полноценное развитие программы J-11D, китайская армия, тем не менее, планирует приобрести российские фланкеры Су-35. Су-35 намного более маневренный, чем J-11 (это дает российскому истребителю преимущество в воздушных боях малой дальности), может летать на более дальние расстояния, может взлетать и приземляться с большей полезной нагрузкой. Он также снабжен новой авионикой и дисплеями. Однако его радар — пассивная фазированная антенная решетка (ПФАР) — менее современный, чем система АФАР на J-11D. Более того, самолет и его системы будут производиться за рубежом. Китайское правительство рассматривает свою оборонную промышленность в качестве стратегического актива; покупка у России большего количества самолетов не поможет Пекину продвинуться к цели — развить крепкую, самостоятельную аэрокосмическую отрасль. С учетом явного излишка двух крайне похожих военно-воздушных программ некоторые аналитики предполагают, что первостепенная мотивация ВВС Китая для покупки Су-35 может заключаться не в его значимости как системы вооружения, но скорее в том, что он оснащен современными турбовентиляторными двигателями AЛ-117С.

Двигатели — критически важный компонент любого истребителя, они представляют дилемму для китайских производителей самолетов. Новые китайские прототипы истребителей пятого поколения, Чэнду J-20 и Шэньян J-31, используют продвинутые корпусы и авионику, благодаря которым самолеты явно намерены сравниться с наиболее современными самолетами Соединенных Штатов. Однако способность Китая производить двигатели для истребителей не поспевает за другими отраслями его аэрокосмической индустрии. Независимо от возможностей других китайских авиационных систем, без поддержки надежного, высокопроизводительного двухконтурного турбореактивного двигателя и J-20, и J-31 будут неполноценными.

История изобилует примерами исключительных истребителей, которые страдали от недостатка мощности. Культовый Mustang P-51 больше всего запомнился благодаря безупречной службе по сопровождению стратегических бомбардировщиков, с миссиями в небе Германии. Но только после того, как инженеры заменили его оригинальный двигатель Allison намного более мощным британским Merlin, он смог летать и вести бой на высоте, необходимой, чтобы находиться рядом с бомбардировщиками, которые он защищал. Ранние модели легендарного теперь F-14 Tomcat были оснащены турбореактивными двигателями настолько слабыми, что министр ВМС Джон Леман обвинял их в 30% всех аварий истребителей Tomcat и называл "просто…ужасными". F-15 Eagle и F-22 Raptor пережили длительные, болезненные программы развития, прежде чем их массивные двигатели, наконец, вызрели и превратили их в высокоманевренные истребители, каковыми они остаются по сей день.

Китайская армия традиционно полагалась на российские двигатели для собственных истребителей. К сожалению для ВВС Китая, зарубежные модели, которыми они ныне пользуются, не представляют собой новейшее достижение техники. Эти двигатели для истребителей создавались более 30 лет назад, их создали для использования в самолетах намного более легких, чем тестируемые ныне новые модели. В настоящее время прототипы J-20 и J-31 летают со старыми российскими турбореактивными двигателями (модель J-20 — с Сатурн АЛ-31, а J-31 — с Климов РД-93). Аналитики предполагали, что оба самолета страдают от ограничения производительности по вине их устаревших двигателей. Например, нынешняя зависимость J-20 от AЛ-31 может стать препятствием для достижения сверхзвуковой скорости, а это одна из ключевых характеристик производительности, благодаря которой американский F-22 настолько эффективный истребитель.

У китайских производителей самолетов есть две возможности получить более современные двигатели: купить их у россиян или создать самостоятельно. Пекин точно предпочитает последнее; двигатели стали ключевым вопросом аэрокосмической отрасли Китая. Один российский комментатор назвал местные разработки двигателей стратегически важными для Китая, как в 1960 гг космическая программа Аполлон для Соединенных Штатов. Но разработать двигатели для истребителей чрезвычайно трудно, это специфическая конструкторская задача из-за экстремальных условий полетов и экзотических материалов и технологий, используемых в их создании. В 2012 году Эндрю Эриксон и Гэйби Коллинз заявили, что производство двигателей остается "вечной Ахиллесовой пятой" китайской авиационной промышленности, отставшей от быстрого прогресса в других аэрокосмических секторах, таких как создание корпуса и сенсоров.

На настоящий момент наиболее современный из используемых — китайский военный турбореактивный двигатель WS-10 производства корпорации авиационной промышленности Китая (КАП). На WS-10 летает множество китайских самолетов, включая некоторые J-11 ВВС Китая, и новые многоцелевые истребители J-16. Сообщения о его потенциале в лучшем случае неоднозначны. Хотя многие базовые проблемы разработки двигателей были преодолены, в минувшем сентябре издательство Jane"s сообщило: WS-10 все еще страдает от такого количества ошибок, что "количество [двигателей], отправленных обратно на…завод превышает количество новых произведенных единиц". Некоторые китайские комментаторы также заявляли, что WS-10 не хватает мощности для J-16, который тяжелее, чем другие варианты китайского Су-27, и его понадобится усовершенствовать, чтобы новый самолет раскрыл заложенный в конструкции потенциал.

Еще одним свидетельством потенциальных проблем с WS-10 может быть решение ВВС Китая использовать АЛ-31 в новейших вариантах штурмовиков J-10 — модели J-10B. Хотя прототип J-10B, оснащенный WS-10, уже совершал полеты в 2011 году, ВВС Китая решили вместо этого двигаться в сторону версии АЛ-31. Это решение может свидетельствовать о том, что китайская армия обеспокоена возможностями WS-10 и рассматривает проверенную российскую альтернативу.

Несмотря на нынешние возможности WS-10, пятое поколение J-20 и J-31 потребует гораздо более мощных и надежных двигателей, если они намерены максимизировать показатели своей производительности. Модернизированная модель WS-10 — еще одна опция для J-20, но в результате практически наверняка двигатель окажется слишком слабым для самолета его размера и веса. Сейчас в разработке находятся два абсолютно новых китайских двигателя: Xian WS-15 для J-20 и Avic WS-13 для J-31. Прогресс разработки WS-15 неизвестен, он не использовался на прототипах J-20, хотя один китайский блоггер недавно писал, что позитивные результаты испытаний могут указывать на неожиданный скачок в прогрессе разработки этого двигателя. WS-13 демонстрировали на авиасалоне Zhuhai в прошлом ноябре, вместе с еще одним турбореактивным двигателем с форсажной камерой сгорания, но, по словам Билла Свитмэна, "идентичные двигатели участвовали в авиасалоне два года назад", а "скорость разработки WS-13 пока жестко контрастирует с темпом, в котором производятся новые ракеты и радиолокационные системы".

Сомнительный прогресс разработки программ WS-13 и WS-15 может помочь объяснить интерес Китая к Су-35, новому и наиболее современному представителю известной российской семьи фланкеров. Су-35 оснащен АЛ-117С, значительно усовершенствованной версией АЛ-31, также иногда называемой АЛ-41.

С учетом неопределенного состояния разработки национальных программ, некоторые аналитики заявили, что покупка АЛ-117С позволит Китаю наиболее быстро получить подходящий турбореактивный двигатель для J-20. Согласно сообщениям, Россия не желает продавать новый двигатель как самостоятельный продукт. Китайским ВВС придется покупать Су-35 и приобретать АЛ-117С как часть целостной системы вооружений. После серии фальстартов кажется, что соглашение на покупку 24 истребителей Су-35 находится на последней стадии, и китайские пилоты уже начали тренироваться летать на новом самолете в ожидании первой доставки, запланированной на 2016 год.

В долгосрочной перспективе глупо ставить против того, что китайская аэрокосмическая отрасль в конце концов сможет разработать конкурентоспособные, высокоэффективные двигатели для истребителей. Но в краткосрочной перспективе АЛ-117С остается для Китая наилучшей возможностью обеспечить работу J-20. И хотя обращение к российским технологиям может быть неидеальным решением с точки зрения местного производителя, опыт работы с AЛ-117С без сомнения будет внедрен в разработку WS-13 и WS-15. Это может принести пользу J-31, который вынужден оставаться со старым WS-10 или РД-93 до тех пор, пока не появится WS-13.

С точки зрения ВВС Китая покупка Су-35 — ситуация всеобщего выигрыша. Они не только получат высокопроизводительный новый самолет, но также двигатель, способный сделать их новый усовершенствованный J-20 истребителем мирового класса.