The Diplomat: в противовес Китаю будущее Азии определят Япония, Индия и Австралия

Новые очертания азиатской геополитики возникают стремительно. В прошлом месяце появилась новая трехсторонняя инициатива с участием Индии, Японии и Австралии, когда министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар встретился с австралийским коллегой и заместителем министра иностранных дел Японии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Япония также примет участие в двусторонних индийско-американских ежегодных военно-морских учениях "Малабар" — провести их планируется в следующие несколько месяцев. И хотя Япония уже участвовала в этих учениях прежде, этот раз будет вторым, когда Япония присоединится к учениям в ключевом с геостратегической точки зрения регионе Индийского океана — пишет Харш В. Пант для The Diplomat.

Сейчас в регионе усиливается процесс сближения стран, а стратегическое взаимодействие в рамках Индо-Тихоокеанского региона остается наилучшим способом справиться с быстро меняющимися очертаниями Азии. Впервые эту идею предложила Япония, потом ее с энтузиазмом восприняла Австралия при правительстве Тони Эбботта; идея стала особенно популярной, и даже США все больше подчеркивают необходимость этого взаимодействия. Хотя Китай воспринимает эти рамки взаимодействия с подозрением, многие в Китае признают, что Индо-Тихоокеанское сотрудничество стало ключевой возможностью для синхронизации политики Индии и Китая в Индийском океане и Тихоокеанском регионе.

Эти тенденции подчеркивают перемены в очертаниях Индо-Тихоокеанского региона вследствие агрессивной внешней политики Китая и новой, более серьезной позиции Индии по отношению к Китаю. Поворот премьер-министра Индии Нарендры Моди в сторону Японии и Австралии сыграл важную роль во внешней политике его правительства, а глубокие связи в сфере безопасности с Токио и Канберрой в Дели считают жизненно важными.

Усиление дипломатического и экономического влияния Китая вместе с локальными националистическими запросами привело к изменениям его военной активности и внедрению более резкой и проактивной внешней политики. Так, в 2013 году Китай принял единоличное решение расширить свою зону идентификации ПВО над спорной морской территорией в Восточно-Китайском море, эта зона совпала с уже существующей зоной идентификации ПВО Японии. А в январе 2014 года Китай заявил о новых правилах ловли рыбы в провинции Хайнань, вследствие этого решения всем иностранным судам необходимо оформлять у властей провинции разрешение на ловлю рыбы в половине акватории Южно-Китайского моря. Список самоуверенных шагов с каждым годом все больше. Освоение Китаем земель на островах Спратли стало наиболее категорическим подтверждением желания Пекина изменить реалии региона в свою пользу. Это вызвало опасения, что у региона все меньше возможностей сбалансировать рост китайского доминирования.

США заняты собственными внутренними проблемами и бесконечным кризисом на Ближнем Востоке, а региональные державы, такие как Индия, Япония и Австралия, ведут себя более проактивно, чем раньше, в попытке справиться с этой нестабильностью. Новые трехсторонние взаимоотношения в Азии выходят за рамки былых попыток провести обычные совместные военные учения. В декабре 2013 года Морские силы Самообороны Японии (МССЯ) провели первые двусторонние военно-морские учения с Индийским флотом в Индийском океане. С учетом усиления стратегического сближения двух стран, в 2014 году Индия пригласила МССЯ участвовать в ежегодных учениях "Малабар" с флотом США в Тихоокеанских водах.

С 2011 года Индия и Япония инициировали институционализированное трехстороннее стратегическое партнерство с Соединенными Штатами. Поддержка баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также безопасность в Индо-Тихоокеанских водах стали важными элементоми этого диалога. Похожий диалог установился между США, Японией и Австралией. А сейчас к этим инициативам присоединился новый трехсторонний диалог, который включает Индию, Японию и Австралию — потенциально он может трансформироваться в "четверку" демократий Индо-Тихоокеанского региона. Основа этого потенциального сотрудничества была заложена еще в конце 2004 года, когда военно-морские силы США, Индии, Японии и Австралии сотрудничали в ходе проведения операций по оказанию помощи пострадавшим от цунами по всему региону Индийского океана.

Япония стала одной из первых явных сторонниц этой инициативы. В 2007 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ (в начале своего пребывания на должности премьер-министра), выступил в поддержку идеи "четырехстороннего" взаимодействия азиатских демократий. Эту идею активно поддержали Соединенные Штаты. В результате такой инициативы в сентябре 2007 года были проведены военно-морские учения пяти стран в Бенгальском заливе. Но Китай, предвидя возможность сближения азиатских демократий, направил в Нью-Дели и Канберру протесты, которые привели к тому, что инициатива заглохла (поскольку и Австралия и Нью-Дели посчитали неразумной идею провоцировать Китай). Но поскольку Китай ведет себя в регионе все более агрессивно, есть сигналы, что Индия и Австралия снова размышляют над этой инициативой.

Темы неопределенностей, которые создает сила Китая и его региональные намерения, а также перспективы поддержки со стороны Америки баланса сил в Азии, стоят в первых рядах повестки дня региональных держав. Быстро развивающаяся региональная геополитика заставляет азиатские державы средней руки — Индию, Японию и Австралию — разрабатывать альтернативные стратегии балансировки Китая. Наряду с партнерством в сфере безопасности с Соединенными Штатами эти державы активно разрабатывают план на случай, если Америке не удастся сбалансировать растущую мощь Китая. Геополитическое пространство Азии переживает трансформацию. Самое большое изменение — рост Китая — еще не завершилось, другие державы тоже переживают изменения и их влияние приведет к сравнимым, если не более значительным, последствиям для формирования будущей глобальной политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.