The Economist: китайская пропаганда осваивает новые медиа

Во многом это выглядит так, как и должны выглядеть новые медиа, с хлесткими кликабельными заголовками, готовыми для твитов в микроблогах

Один заголовок на сайте the Paper (новом шанхайском онлайн ресурсе), описывает "порочного" бывшего генерала, лишенного должности по обвинению в коррупции: "настолько безнравственный, что выглядел лояльным, настолько лживый, что выглядел настоящим". Еще один заголовок упоминает, как три женщины отказались от обвинения, что учитель изнасиловал их во время Культурной Революции. Также есть история о том, что одну интернет компанию назвали "подлой" за нападки на основателя китайского сайта знакомств перед его выходом на IPO, — пишет The Economist.

Это нестандартная форма коммунистической партийной пропаганды. Партия все еще проводит свою информационную линию, но в стиле американского ресурса Huffington Post, — сайта новостей и мнений. The Paper стремится быть доступной для поколения китайцев, которое пользуется смартфонами и социальными медиа. The Shanghai Observer — еще одна платформа из новых медиа, принадлежащая той же государственной группе, что и the Paper, наделала шума в октябре, когда опубликовала историю о дне из жизни президента Си Цзиньпина. Хотя она и раскрыла мало нового (он "работает днем и ночью", — узнали читатели).

Даже People"s Daily, основной партийный рупор, известный своим печатным объемом, сейчас публикует новости на WeChat, — крайне популярном сервисе сообщений для смартфонов, о делах "дяди Си" и его жены Пэн Лиюань, или "тети Пэн".

Управляющие информационными потокам партии, как и тяжеловесные старые медиа-титаны на западе, начинают приспосабливаться к интернету. Это разительная перемена. И хотя чиновники-пропагандисты давно обсуждали необходимость направить онлайн контент по желательному для партии пути, по обыкновению они достигали этой цели с помощью цензуры, предостережения и наказания. Цензоры всегда с опозданием отвечали на появление новых технологий. Как только чиновники установили какой-то контроль над микроблогами в 2013 году, предприимчивые журналисты и блогеры перебрались в WeChat. Только в начале этого года цензоры скоординировали усилия, чтобы прикрыть аккаунты в WeChat, распространявшие не цензурированные новости. Лю Вэй, который отвечает за регуляцию интернет сферы в Китае, заявил, что пагубные материалы необходимо "вычистить" из интернета и заменить полезным контентом.

The Paper — амбициозная попытка этого достичь. Она представляет собой подразделение шанхайской Oriental Morning Post, печатной газеты, которая урезает тираж, страдает от падения доходов от рекламы, и с трудом получает прибыль. Когда Хан Женг, мэр Шанхая, в 2013 году призвал газету выйти на новую цифровую платформу, ее редактора думали о том же. С финансированием в 100 млн юаней ($16 млн) от Shanghai United Media Group, материнской государственной компании the Post, ресурс the Paper формально запустили 22 июля. Ее миссия была понятна с самого начала. Прямо перед запуском ее посетил регулятор Лю, подав сигнал поддержки.

Как и в других государственных изданиях, в the Paper работает множество журналистов, которые хотят попробовать сделать что-то реальное, и периодически они пытаются. В самом начале своей работы появлялись истории о явно несправедливых судебных решениях и злоупотреблениях властью в других провинциях (это менее рисковая стратегия, чем жалобы на аналогичные проблемы в собственном городе — Шанхае). Один июльский репортаж о том, что полиция заставляла свидетелей лгать в деле об убийстве в восточной провинции Аньхой, заставила судебных должностных лиц уже через несколько часов выступить с заявлением о расследовании этого дела.

Но согласно источникам, чиновники провинции Аньхой пожаловались пропагандистским властям Шанхая и их патронам в Пекине. Разоблачения подобного рода появляться перестали. The Paper, как и другие онлайн издания, обязаны работать в рамках тех же ограничений, что и печатные издания. Журналисты обязаны не допускать утечек новостей, не авторизованных для публикации. Известный журналист, занимающийся журналистскими расследованиями, который в 2012 году рассказал о чиновнике-коррупционере в своем микроблоге, ушел из журналистики в разочаровании. (9 декабря чиновник Лю Тенань был приговорен к пожизненному тюремному заключению за взятки в размере около $6 млн).

The Paper все еще делает большую ставку на свои антикоррупционные материалы. Особый раздел на ее передовице называется "Заметки о борьбе с тиграми", это отсылка к чиновникам высокого уровня или "тиграм", о поимке которых говорил президент Си. Но, как и другие СМИ в Китае, the Paper не развивают крупные коррупционные кейсы до того, как новости об этом выйдут официально. "Мы очень осторожны", — говорит один из ее редакторов.

Представляя новости в более живой и доступной манере, the Paper и другие новые медиа пытаются расширить аудиторию партии: нетрадиционные выражения, такие как "Xi Dada" (дядя Си) предназначены для молодых читателей, которые испытывают отвращение к усыпляюще скучным печатным изданиям.

4 декабря, в первый "национальный конституционный день Китая", Xuexi Daguo ("Великая держава, которая учится") — сервис WeChat, вероятно связанный с the People"s Daily, опубликовал историю с заголовком: "В чем разница между "правлением на основе конституции" дяди Си и "конституционализмом"?" — это вряд ли оригинально, но такие слова не использует печатное издание.

Привлечение сетевых читателей критично для партии. Около 80% людей в Китае используют доступ в интернет, чтобы искать новости. Это потенциальная аудитория для партийного цифрового направления в 500—200 млн, согласно показателям пятилетней давности, о чем свидетельствуют данные Китайского сетевого информационного центра. Многие читают новости на WeChat, у которого около 470 млн активных пользователей ежемесячно, и большинство из них — в Китае. По показателям на первую неделю декабря у the Paper – 13 по популярности среди медиа аккаунт в WeChat (согласно независимому рейтингу). Топ-аккаунты из этого списка ведутся наиболее доверенными партийными органами: центральным телевидением Китая и изданием the People"s Daily.

The Paper до сих пор не приносит прибыли. Наиболее популярные ее статьи добираются до миллиона просмотров, но большинство статей мало читабельны. Это знакомая проблема для всего мира в цифровую эру. Но партия, как и некоторые западные медиа магнаты, может быть, не особо волнуется о прибыли на этом раннем этапе экспериментов с новыми медиа-форматами. The Paper стала моделью: медиа боссы и чиновники-пропагандисты приезжают со всей страны, чтобы поучиться технике ее работы.