The New York Times: ЕС выступил против "Газпрома" и может выиграть

Обвинения Еврокомиссии в адрес "Газпрома" могут закончиться миллиардами долларов штрафов, а также ограничением деятельности "Газпрома" в Европе, но по словам некоторых аналитиков, существует также возможность разрешить этот спор

Европейские антимонопольные регуляторы в среду обвинили российского энергетического гиганта "Газпром" в злоупотреблении доминированием на рынке природного газа, этот шаг рассматривается, как прямой вызов властям в Москве, — пишет the New York Times.

Европейская Комиссия, исполнительный орган Европейского Союза, заявила, что непрозрачное ценообразование могло привести к повышению цен в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве и Польше, которые долгое время были целиком, или в значительной степени, зависимы от российского газа. По словам Еврокомиссии, в этих странах "Газпром" заподозрен в формировании оптовых цен, значительно более высоких в сравнении с затратами компании, или среднерыночной ценой.

В ответ на это в среду "Газпром" заявил, что не подлежит антимонопольной юрисдикции Европейского Союза, поскольку является государственной компанией — фактически ответвлением российского правительства. "Газпром" добавил, что "уполномочен законодательством Российской Федерации выполнять специальные социально значимые функции, и обладает статусом стратегического, подконтрольного государству предприятия".

Обвиняя "Газпром" в нечестном ценообразовании на газ и ограничении способов потребительского использования ресурса, Европейская Комиссия целится в крупнейший источник природного газа для Европы и одну из наиболее влиятельных корпораций России (хотя ее влияние и было ослаблено силами, действующими на глобальном рынке энергоносителей, и геополитической напряженностью).

Это дело может закончиться миллиардами долларов штрафов, а также ограничением деятельности "Газпрома" в Европе, хотя, по словам некоторых аналитиков, существует возможность разрешить этот спор. Тем временем обвинения усилили напряженность между Западом и Россией, возникшие из-за участия Кремля в кризисе в Украине.

Европейская Комиссия также подозревает "Газпром" в уничтожении конкуренции посредством ограничения газопотоков в некоторых регионах Европы. Похоже, "Газпром" "проводит целостную стратегию разделения центрально- и восточно-европейского газового рынка, например, посредством ограничения возможности потребителей перепродавать газ через границу", — заявила Еврокомиссия.

Она также заявила, что "Газпром" вполне мог использовать свою влиятельную позицию на рынке в Болгарии и Польше и ставить поставки газа в зависимость от того, участвуют ли эти страны в инфраструктурных проектах, таких как планы на новые газопроводы, чтобы поставлять в Европу еще больше российского газа.

"Разделение национальных газовых рынков также дало "Газпрому" возможность устанавливать цены, которые мы на данном этапе считаем нечестными", — заявила Маргрете Вестагер, комиссар Европейского Союза по вопросам конкуренции.

"Если наши опасения подтвердятся, "Газпрому" придется столкнуться с правовыми последствиями своего поведения", — заявила она.

Теоретически "Газпром", в конце концов, может быть оштрафован на сумму более 10 млрд евро, или около $10.7 млрд. Но больше того, "Газпрому" приходится беспокоиться о перспективе необходимости допустить рост конкуренции на рынках, давно ему подконтрольных. Россия поставляет около одной трети природного газа Европейского Союза.

В заявлении "Газпром" заметил, что "считает обвинения со стороны Европейской Комиссии необоснованными".

Компания добавила, что "жестко следует всем нормам международного права и национального законодательства" и что ее ценовая политика "целиком соответствует стандартам, которые соблюдают другие производители и экспортеры природного газа".

Кристофер Дж. Уифер, старший партнер московской консалтинговой компании Macro-Advisory, говорит, что Европейский Союз находится "в более сильной позиции, чтобы выиграть у "Газпрома", чем ранее", из-за новых возможностей поставок газа в Европу. Он упомянул добычу газа в Азербайджане и потенциально поставки газа из Ирана, чьи резервы сравнимы с российскими.

"Комиссия, похоже, намерена ограничить позиции "Газпрома", — комментирует Уифер. — Они могут это сделать".

По его словам, единственный инструмент влияния "Газпрома" — отказ от новых контрактов с европейскими потребителями, "но таким образом они подпилят сук, на котором сидят".

По его словам, существует возможность урегулирования спора, "Газпром" снизит некоторые цены и уберет некоторые ограничения на газопотоки, а взамен получит разрешение расширить мощности своего газопровода в северной Европе. Но он сказал, что "политическая риторика будет жесткой".

"Кремль обжалует это на конкретных основаниях", — комментирует он.

Джонатан Стерн, руководитель газовой программы в Оксфордском институте энергетических исследований, говорит, что заявление Комиссии очень примирительное и по многим обвинениям дело может быть урегулировано.

По его оценкам, речь идет только о 14% газа "Газпрома" для Европы, поскольку страны, где его деятельность подверглась расследованию (Австрия, Чехия, Венгрия), опущены из отчета комиссии.

Скорее всего, "Газпром" согласится убрать ограничения, прописанные в контрактах стран Восточной Европы, на то, как потребители могут использовать купленный газ. Но с учетом отсутствия конкурентных источников, трудно будет договориться о цене ресурса иначе, чем в результате привязки к ценам на нефть. Компания, вероятно, укажет на то, что привязка к нефти до настоящего момента была главным способом формировать цены на газ в Европе и в основном остается главным способом ценообразования в Азии.

Решения регулятора — прямой вызов экономической и геополитической стратегии президента Владимира Путина, в рамках этого решения предполагается ограничить возможность России устанавливать цены с преимуществами для одних потребителей и наказанием для других.

Даля Грибаускайте, президент Литвы, наиболее яро выступала за предъявление официальных обвинений. Она заявила: "Это решение — сильный сигнал потребителям и рынку, что правила распространяются на всех".

"Эра политического и экономического шантажа при поддержке Кремля близится к концу", — заявила Грибаускайте, которая также призвала к "быстрым и убедительным" результатам по делу.

Нынешние обвинения — второе серьезное решение Вестагер на этой неделе. Она стремится возродить антимонопольное законодательство в Европе со времени вступления в должность шесть месяцев назад. В прошлую среду она выдвинула официальные обвинения против Google в злоупотреблении доминированием на рынке интернет поисковых систем в Европе.