The Wall Street Journal: Россия строит будущее на теориях заговора

Когда председатель и главный исполнительный директор корпорации Total SA Кристоф де Маржери погиб на этой неделе в результате столкновения его самолета со снегоуборщиком на взлетной полосе московского аэропорта, это выглядело, как несчастный случай

Российским телезрителям преподнесли другой взгляд. Согласно ведущему российскому телевизионному каналу, нельзя исключать заговора ЦРУ. Де Маржери, в конце концов, был ярым противником санкций США и Европейского Союза против Москвы, и Вашингтон хотел заставить его молчать. Эту историю озвучил не возмущенный ученый-националист, а телеведущий, — пишет Стивен Фидлер для the Wall Street Journal.

Этот репортаж иллюстрирует тенденцию, которая становится все более заметной: россияне и представители запада рассуждают в разных парадигмах. Дело не только в том, что у них разное мнение об одном и том же событии; дело в том, что они верят в различный набор фактов.

Это похоже на "двух людей в темной комнате" — комментирует американский участник конференции клуба "Валдай", проходившей под Сочи на этой неделе; она собрала вместе российских чиновников, академиков и западных экспертов.

Ни в каком другом случае это не выражено так явно, как в случае событий в Украине. Для подавляющего большинства россиян изгнание бывшего президента Виктора Януковича в феврале было переворотом при прямой поддержке европейских политиков, и разожгла это западная разведка. С точки зрения представителей Запада, Янукович сбежал под давлением народного движения, стремящегося к более тесным отношениям с Западом.

Истории, которые россияне слышат от своих СМИ, в высшей степени находящихся под государственным контролем, подогревают популярность президента Владимира Путина, который выступил на встрече "Валдая" в пятницу. Его поддержка превышает 80%, даже в ранее скептически настроенной к Путину Москве.

Развивается культ личности Путина. Вячеслав Володин, первый заместитель начальника штаба президента, на конференции в среду заявил, что западные "нападки на Путина — это нападки на Россию".

Он продолжил, заявив, что россияне понимают — "если бы не было Путина, не было бы России".

Володин комментировал не для записи, но комментарии просочились в российскую прессу, по всей видимости, с помощью помощников, которым эти комментарии понравились.

Ремарки Володина побудили политолога Станислава Белковского, критика Путина, прокомментировать независимой радиостанции "Эхо Москвы": "Поиск национальной идеи России, начавшийся после развала Советского Союза, наконец завершен. Теперь очевидно, что национальная идея России — Владимир Владимирович Путин как личность".

Трудно представить подобное отождествление государства и лидера в США или западной Европе, приватно или официально. Это еще одна демонстрация того, что властьимущие в России мыслят иначе, чем их коллеги на Западе.

Российская "теория заговора" — феномен не новый. Крупный российский чиновник сферы безопасности Николай Патрушев опробовал несколько исторических теорий в недавнем интервью государственным СМИ: США заманили Советский Союз в катастрофическое вторжение в Афганистан, Вашингтон устроил обвал цен на нефть в 1980 гг с целью уничтожить Советский Союз. Аналогично, новые санкции против России выглядят, как попытка США провернуть смену режима в России.

Некоторые истории, которые россияне сами себе рассказывают, происходят из их особой культуры. Один из участников рассказал, что постоянная способность России восставать из катастрофы к величию может иметь исключительно "иррациональное" и "мистическое" объяснение.

Иван Крастев, глава болгарского центра исследований "Центр Либеральных Стратегий", говорит, что основываться на историях заговора — не значит обеспечить рамки для движения вперед. "Марксизм был идеологией, — комментирует он. — "Теория заговора" — не идеология".

Роберт Скидельски, биограф Кейнса и профессор университета Уорика, участник конференции, поставил вопрос, куда это развитие альтернативной реальности ведет Россию.

Он заявил, что за российскими нарративами есть три возможности: российские чиновники верят, что говорят правду; что они врут; или что они обманывают сами себя.

Если российские чиновники основывают свои действия на ложных предпосылках, они рискуют, — говорит он. Если они врут или обманываются сами, они серьезно подрывают международный авторитет России — по сообщениям западных правительств, они заявляли, что вооруженные "маленькие зеленые человечки" в Украине не были посланы российской армией.

Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, говорит, что позиция Москвы возникла по причине исчезновения доверия между Западом и Россией.

"Мы потеряли доверие, — заявил он в интервью в кулуарах конференции. — Без доверия возникает подозрение, а с подозрением вам кажется, что все действия другой стороны — против ваших интересов".

Он предложил создать "контактную группу" для обсуждения Украины, чтобы собрать киевское правительство, Россию, США, Польшу, Германию, Францию и Великобританию. Другие постоянные контакты России и Запада необходимы, чтобы справляться со множеством общих проблем, включая активность ИГИЛ в Ираке — заявил он.

"Ситуация стала очень личной", — сообщил он. Преодоление пропасти между Западом и Россией требует политической воли. "И я не вижу политической воли у какой бы то ни было стороны".