The Wall Street Journal: стратегия Ципраса могла быть изначально направлена на выход Греции из зоны евро

В какой мере тактика Алексиса Ципраса в последние пять месяцев была вызвана некомпетентностью, а в какой мере — заговором?

Это вопрос, полностью ответить на который не смогут даже историки. В телевизионном обращении премьер-министр Греции заявил, что те, кто обвиняют его в преднамеренном плане вывести Грецию из еврозоны, говорят неправду. Но наверняка ясно одно — если бы Ципрас в январе решил вывести Грецию из еврозоны, очень трудно представить, как он мог бы действовать иначе, — пишет the Wall Street Journal.

Он победил на выборах, пообещав уважать массовое желание избирателей остаться в еврозоне, а это значит, что у него не было выбора, кроме переговоров с кредиторами Греции, пока они готовы ему потакать. Если Grexit [выход Греции из еврозоны] всегда был его целью, его единственной задачей было тянуть переговоры до окончания срока действия программы экстренной финансовой помощи, введения контроля движения капиталов и дефолта страны, в результате трудно было бы избежать выхода из зоны евро. Единственный риск такой стратегии — выведение депозитов из банков до того, как программа помощи прекратит свое действие, в этом случае может потребоваться политическое вмешательство.

Если таким был план Ципраса, он разыграл его идеально. Вкладчиков убедили оставить деньги в банках, уверяя их ежедневно, в течение пяти месяцев, что соглашение неизбежно. На самом деле большую часть этого времени не велось никаких переговоров вообще. Ципрас тянул процесс бесконечными обсуждениями, ради чего звать кредиторов, где проводить переговоры и кто с кем должен разговаривать.

В последний момент он представил предложения, принять которые не было ни единого шанса, но это позволило ему заявить, что именно кредиторы ведут себя необдуманно. Теперь, когда действие программы экстренной финансовой помощи подошло к концу, банки закрыты, а у страны дефолт, он созвал референдум, чтобы просить голосующих отказаться от соглашения, которое более не рассматривается.

Ципрас продолжает настаивать, что голосование "против" не приведет к Grexit, но усилит его позиции в переговорах с кредиторами. Ни единый политик любой другой страны еврозоны не считает это правдой. Отношения Ципраса и других лидеров еврозоны испорчены безвозвратно, потому трудно представить, как они вообще смогут договориться о новом кредите для Греции, пока он остается у власти. Вместо этого негативный исход референдума заставит Европейский центральный банк оперативно заключить, что греческая банковская система, серьезно зависимая от государственных гарантий, несостоятельна, — возможно, это произойдет уже в понедельник. Банки заставят закрыться, они не смогут возобновить работу, пока не будут рекапитализированы либо с помощью т.н. bail-in (долговое финансирование, условиями которого предусмотрена конвертация долга в собственный капитал), либо посредством допечатанной валюты.

Конечно, Ципрас мог дойти до этой ситуации случайно. В его партии естественно существуют сторонники жесткого подхода, которые всегда выступали за "разрыв" с кредиторами страны, но загадочный Ципрас мог попросту оказаться одним из тех, кто принял заверения Яниса Варуфакиса, самоуверенного министра финансов, эксперта в теории игр. Тот всегда заявлял, что кредиторы, в конце концов, капитулируют, столкнувшись с греческой неуступчивостью.

Даже сейчас большинство политиков еврозоны хотят верить, что Ципрас попал в нынешнее положение из-за неопытности и некомпетентности, а не по причине тайного стремления вывести Грецию из зоны евро. Возможно, Ципрас ошибся в расчетах. Если он искренне считал, что еврозона продлит действие соглашения об экстренной финансовой помощи еще на неделю, чтобы дать возможность Сиризе агитировать против этого соглашения, тогда он был наивен. Если он не понимал, что отказался от единственного доступного Афинам источника финансирования, и что ЕЦБ обязан принять меры по защите собственного баланса — как минимум — перекрыв доступ греческих банков к механизму чрезвычайного финансирования, тогда он действительно неопытен и некомпетентен.

Понятно, что Афины не предвидели, с какой скоростью распространится паника, как только введут меры контроля движения капиталов, а пенсионеры без платежных карт обнаружат, что потеряли доступ к пенсионным счетам.

Но даже сейчас тактика Ципраса продолжает озадачивать кредиторов. На встрече министров финансов еврогруппы во вторник, Варуфакис официально попросил, чтобы еврозона начала переговоры о третьей программе экстренной финансовой помощи — но почему-то не смог предоставить обещанное письмо, в котором детально расписаны обязательства по реформам, которые Греция готова взять на себя в обмен на предоставление помощи. Письмо было получено в среду, но оказалось далеким от ожидаемой капитуляции.

Представители кредиторов заявили, что в письме содержатся новые значительные фискальные недоработки в сравнении с тем, чего требовали кредиторы, кроме того не учитывается дальнейший вред для экономики вследствие введения мер контроля движения капиталов. Многие министры еврогруппы дали понять Варуфакису, что обсуждений новой программы экстренной помощи быть не может, пока Афины не отменят референдум, либо согласятся агитировать за положительный его исход. Вместо этого Ципрас в среду выступил с повторным призывом к тому, чтобы голосовали "против".

Решения Ципраса идти на эскалацию, а не капитулировать, поднимает ставки, но разочарование ждет не всех кредиторов Греции. Лидеры оппозиции считают, что каждый день, когда действует контроль движения капиталов, общественное мнение все более склоняется в их сторону, и они могут надеяться на громкую победу.

Это приведет политическую расстановку к следующей ситуации: Ципраса заставят уйти с поста, а чиновники еврозоны в случае хорошего показателя голосующих "за" заявят, что обязаны достичь соглашения с любым новым греческим правительством, чтобы сохранить Грецию в еврозоне.

Но ситуация может оказаться не настолько простой. Решив продолжать бороться за негативный результат, Ципрас и его партия могут снять с себя всякую ответственность за имплементацию соглашения. Поскольку Сириза и другие партии, выступающие против экстренной финансовой помощи, доминируют в нынешнем парламенте, понадобятся новые выборы, которые займут жизненно важный период времени и могут вернуть его к власти. Если Ципрас действительно настроился на Grexit, агитация за негативный исход голосования на референдуме может принести ему "победу" независимо от исхода.