В России заработало Общественное телевидение под контролем Кремля

В воскресенье 19 мая в России запустилось Общественное телевидение на телеканале ОТР
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Предполагалось, что ОТР станет альтернативой государственным каналам, доверие и интерес к которым со стороны россиян в последнее время снизились. Однако еще до запуска нового канала появились опасения, что Общественное телевидение вряд ли соберет значительную аудиторию.

Первый день работы нового канала эти опасения только усилил — зрителям показали программы, архаичные как по тематике, так и по духу.

Общественное телевидение было одним из самых обсуждаемых медиапроектов последнего года. По крайней мере, СМИ дотошно освещали как процесс его создания, так и разнообразные препятствия, возникавшие по пути. Необходимость создания общественного телевидения, не зависимого от государства, назревала давно — ровно с того момента, когда все остальные каналы один за другим этой независимости лишились. Идея обсуждалась, вяло разрабатывались концепции, однако в активную фазу проект вошел лишь в декабре 2011 года.

Во время первого митинга на Болотной площади 10 декабря опальный, но не растерявший своей популярности телеведущий Леонид Парфенов сорвал овации, назвав российское телевидение "похабенью с бадминтоном и амфорами" и потребовав отдать эфир оппозиции. Уже пару недель спустя президент Дмитрий Медведев в попытке задобрить тогда еще пугавшую власть аудиторию митингов наконец потребовал всерьез заняться общественным телевидением. На разработку концепции специальным группам (одной из которых руководил заместитель главы администрации президента Алексей Громов) дали два месяца, а уже в апреле 2012 года Медведев подписал указ о создании в России общественного телевидения, изящно подведя тем самым итог своему президентству.

Впрочем, из президентского указа стало понятно, что государство, вопреки чаяниям гражданского общества, намеревается держать новый телеканал под жестким контролем и ни о каком эфире для оппозиции речи не идет. И в финансовых, и в управленческих вопросах Общественное телевидение оказалось зависимым от власти — деньги на него постановили выделять из бюджета, хотя и по сложной кредитной схеме, а право назначать генерального директора отдали президенту. Все претензии по поводу того, что назначение генерального директора главой государства противоречит самой сути общественного телевидения, Медведев отвергал, ссылаясь на опыт европейских стран и, в частности, британской "Би-Би-Си". При этом президент явно игнорировал тот факт, что главу "Би-Би-Си" назначает вовсе не премьер-министр и даже не королева, а совет попечителей компании — BBC Trust.

В итоге указом уже Владимира Путина новый телеканал возглавил ветеран российского ТВ, 76-летний Анатолий Лысенко, а Совет по Общественному телевидению, контролирующий его деятельность, — 77-летний актер и режиссер Олег Табаков. Из этих назначений, имеющих мало отношения к современному телевидению, стало понятно, что власть создает общественный телеканал скорее для галочки и для усмирения недовольных цензурой либералов, нежели для трансляции действительно свежей и альтернативной точки зрения. Ощущения эти лишь усилились после прочтения многочисленных интервью Анатолия Лысенко, который из раза в раз объяснял, что государство выделяет Общественному телевидению катастрофически мало денег. При этом Лысенко оправдывал сам факт финансирования телеканала из бюджета тем, что к другим схемам — например, обязательному налогу на общественное ТВ — население России просто не готово.

19 мая Общественное телевидение России, наконец, заработало, и стало понятно, что на новом канале политической цензуры, появления которой все так опасались, не будет — потому что не будет никакой политики. По сути государство еще на предварительном этапе сделало все возможное, чтобы новое общественное СМИ оказалось на редкость беззубым, если не сказать, скучным.

Руководители ОТР еще до запуска не раз говорили, что хотят уделять больше внимания проблемам регионов. В итоге получилось, что Общественное телевидение — это в первую очередь региональное телевидение: о проблемах федерального и уж тем более мирового уровня там вспоминают лишь изредка. "35 человек отравились пирожными в Челябинске", "Ростовский Кремль получил в подарок уникальную коллекцию картин", "В Липецке начался велопробег", "Шаманы открыли в Бурятии "небесные врата". Как заметила телекритик Арина Бородина, это новости, "напрочь лишенные информационного повода" — при том, что подобные сюжеты вытесняют на последнее место в выпуске новостей сообщение о смерти режиссера Алексея Балабанова.

Программы, которые показывает новый телеканал, удивляют своим стремлением к архаичности — будь то возрожденная советская передача 70-х годов про народных умельцев "Это Вы Можете" или очередной региональный проект "Большая страна" с "рассказом об удивительной духовной и нравственной жизни обитателей башкирской деревни Скворчиха, где уже 300 лет царят мир и любовь". Или же программа про науку, технологию и бизнес "Нестандартная модель", которая в своем первом выпуске с ностальгией писателей-деревенщиков рассказывает об умирании русского села.

Смысл некоторых программ остается и вовсе неясен — например, передачи "Узнай себя!", в которой зрителям предлагается найти себя на случайно выбранных кадрах кинохроники разных лет. Впрочем, даже те проблемы, которые кажутся действительно важными и актуальными, например положение детей-аутистов, освещаются в таком шаблонном стиле ("Ведь все дети имеют право на счастье!"), что пропадает всякое желание внимательно смотреть сюжет.

Общественное телевидение, как говорят его руководители, ориентируется на зрителей старше 25 лет, однако после просмотра нескольких программ складывается впечатление, что возрастной порог должен быть поднят еще выше. Одна из немногих действительно интересных передач — как раз та, которая ориентируется на самую молодую аудиторию. В анонсе программы "Социальная сеть" говорится, что "больше всего проект похож на пеструю "френд-ленту" в социальных сетях, где перемешано все самое важное и актуальное".

До сентября Общественное телевидение России будет работать в тестовом режиме — многие программы еще находятся в разработке, а вещание пока ведется не непрерывно, а повторяющимися блоками. Подводя итоги первого дня работы, Анатолий Лысенко заявил, что пока сотрудники телеканала еще не очень представляют, что нужно их зрителю, и ищут свою нишу. Однако пока цели канала представляются не очень амбициозными и масштабными — при потенциальном охвате в 60% населения России телеканал, по словам того же Лысенко, ориентируется на аудиторию всего лишь в "два-три процента думающих людей", как у канала "Культура".

Проблема в том, что Общественное телевидение России — не "Культура", а телеканал, задумывавшийся как альтернатива для тех, кто устал от государственных пропагандистских каналов — а таких людей уже далеко не два и не три процента. Пока же ОТР занимается эскапизмом, причем бежит он не только от "развлекухи" и "чернухи", но и от сколько-нибудь актуальной повестки дня, да еще и делает это под ощутимым знаком ностальгии по всему советскому. И в этом смысле строка из гимна программы "Прав?Да!" звучит живым упреком всему Общественному телевидению: "Хочется жить как можно дольше, не ощущая лжи и фальши".