Рай в шалаше: что такое глэмпинг и как на нем заработать в Украине

Рай в шалаше: что такое глэмпинг и как на нем заработать в Украине
Как создавать и расширять новую нишу на рынке, рассказали основатели Glamping UA

В 2016 году предприниматель Дэвид МакГоуэн купил у ирландского аэропорта Шеннон за 20 тыс. евро списанный Боинг 767 и сделал из него центр туристической инфраструктуры небольшого ирландского городка Слиго. "Пожить" в лайнере предлагают туристам вместо традиционного отдыха в палатках.

Отлетавший свое самолет — это необычный вариант глэмпа. Глэмпинг — популярный на Западе туристический формат, который включает отдых на природе с максимальным комфортом. Глэмпами называют большие туристические палатки класса "люкс", со всеми коммуникациями, удобной мебелью и электричеством, а комплексы глэмпов — глэмпингами.

Пока в Европе и США глэмпинги (от англ. glamour+camping) бьют рекорды популярности среди туристов, в странах Восточной Европы это название мало кому знакомо. В Украине же этот рынок возник совсем недавно.  

Около года назад предприниматели Андрей Родкин и Александр Коновалов запустили в Ровенской области производство глэмпов "под ключ" — их компания Glamping.UA разрабатывает и реализовывает полноценные решения для глэмпингов, начиная с инженерной конструкции и заканчивая дизайнерским оформлением.

Мы расспросили Андрея и Александра подробнее о глэмпингах и особенностях этого необычного для Украины бизнеса.

Что такое глэмпинг? Это какой-то особенный кемпинг?

Глэмпинг — формат отдыха на природе с комфортом. Вместо спального мешка и палатки посетителям глэмпинга предлагают устроиться на ночлег в "домике" со всеми благами цивилизации — кроватями, душем, кондиционером и электричеством.

У глэмпинга и кемпинга разные целевые аудитории и разные задачи. В кемпингах отдыхают активные туристы, которые ради пребывания на природе готовы жертвовать своим комфортом. В глэмпах живут люди, которые хотят отдыхать на природе, но не готовы жертвовать своим комфортом. Кэмпинг — это небольшая территория, где турист ставит свой трейлер или палатку, а в случае с глэмпингом туристы приезжают туда, где стационарные глэмпы — а они могут быть разных размеров и форм — уже собраны и готовы к использованию.

Как выглядит западный рынок?

Первыми эту бизнес-нишу стали развивать британцы, около 15 назад — течение glamping зародилось на больших музыкальных фестивалях. Любители музыки хотели отдыхать с комфортом.

Сейчас в мире насчитывается около тысячи работающих глэмпингов. На сегодняшний день самые крупные рынки — это США, Британия и Австралия, а общий объем мирового рынка составляет $3 млрд. По данным британского туристического бюро Campingselection, рынок глэмпов растет на 21% ежегодно, и к 2021 году его объем составит уже около $4 млрд.

Крупные зарубежные игроки рынка состоят в профильных объединениях — существуют Американская и Британская Ассоциации Глэмпинга. Кроме того, ситуацию на рынке освещают 3 профильных журнала.

Что с украинскими глэмпами?

В долларовом эквиваленте рынок Восточной Европы очень мал в сравнении с Западной, а в Украине он находится буквально в зародышевом состоянии. В нашей стране есть около 5 мест, которые с натяжкой можно назвать глэмпингами, но они об этом не знают. Они позиционируют себя как улучшенные кемпинги и базы отдыха.

В соседних европейских странах рынок тоже находится на начальной стадии, хотя общетуристические показатели у них выше, чем в Украине.

Но спрос растет. Есть места, куда туристы хотели бы ехать, но там негде жить. Есть инвесторы, которые теоретически готовы инвестировать в землю, но их останавливает  стоимость строительства и длительные сроки окупаемости — 7-10 лет для полноценного отеля. Строить большой комплекс и развивать инфраструктуру, получая при этом 2-3 тыс. туристов в год, дорого и невыгодно.

Глэмп можно купить и в Европе и привезти в Украину, но европейские производители не смогут обеспечить высокого уровня обслуживания и гарантий для глэмпа, который расположен так далеко. Если, к примеру, тентовая ткань порвется, нужно будет звонить в Нидерланды и узнавать, что с этим делать.

В чем экономические преимущества использования глэмпингов?

Во-первых, глэмпинг окупается гораздо быстрее отеля — за 2-3 года. Во-вторых, установка глэмпинга не требует никакой разрешительной документации. Юридически глэмп классифицируется как обычная палатка, его можно поставить практически где угодно, разве что стоит согласовать это с лесничеством — если это глэмпинг в лесу или в заповеднике, — или с предприятием, которое содержит это место на балансе. В некоторых случаях они могут взимать за это плату.

Кроме того, установка глэмпинга не наносит вреда окружающей среде. Мы не везем на локацию бетономешалки и строительную технику, не меняем рельеф, не рубим лес. Глэмп — это конструкция из металла, дерева и тентовой ткани ПВХ. Его транспортируют на место в разобранном виде и собирают, условно говоря, как конструктор "Лего".  

Как появился GlampingUA?

Около года назад мы поехали в Карпаты и там, ночуя в обычных туристических палатках, подумали, что с большим удовольствием расположились бы в условиях покомфортнее. Мы готовы были заплатить за это, стали искать подходящие варианты, и не нашли ничего.Тогда решили делать сами. Начали исследовать рынок.

Со-основатели GlampingUA Александр Коновалов и Андрей Родкин 

В Украине рынка не было, продукта не было, но был интерес среди инвесторов и отельеров. Профессионалы этой сферы знали о таком формате, они отслеживают все тенденции.

Мы собрали команду инженеров и дизайнеров, стали продумывать, как это может выглядеть. Спроектировали прототипы, начали тестировали их на прочность и пригодность для использования — моделировали разные природные ситуации и смотрели, насколько они выдерживают дождь, ветер, нет ли натяжения, провисания, как конструкция "дышит" и так далее. Глэмп будет стоять на природе, поэтому должен выдерживать природные катаклизмы вплоть до шторма в 9 баллов.

Прототип — это полностью готовая модель глэмпа. Он состоит из металла, дерева, тента ПВХ и внутреннего тента из брезента или другого похожего материала. Между этими двумя слоями ткани есть около 20 см воздушнойпрослойки, чтобы в глэмпе все время поддерживалась оптимальная температура: когда на улице +35, внутренний тент не пропускает жару.

Первые наши прототипы оказались слишком сложными, мы поняли, что некоторые детали не нужны, прошли несколько этапов прототипирования прежде чем получили финальный вариант глэмпа.

Сколько денег вы вложили в запуск проекта?

Мы вложили около $50 тыс. Львиная доля средств ушла на производство и материалы. Металл и дерево закупали в Украине — для создания прототипов удалось купить украинскую древесину экспортного качества. Промышленную ткань ПВХ заказывали в Испании, там она самая качественная. На дизайн и инженерию потратили меньше — по 20% от стартовой суммы инвестиций соответственно.

Еще одна большая доля затрат — это маркетинг. Параллельно с созданием прототипов мы стали делать маркетинговые и социологические исследования: нам важно было понимать, как создать продукт, который удовлетворит даже самого требовательного туриста, и как "достучаться" до целевой аудитории.

Мы запустили тестовую рекламную кампанию в Facebook, чтобы проверить потенциальное количество глэмперов в стране: прописали условия, цены, составляющие, показали 3D-модель глэмпа. Таргетировали на украинскую аудиторию 30-45 лет с интересами в сфере туризма, экологии и luxury lifestyle. В итоге мы получили 17% конверсию (каждый 6-ой оставлял заявку на бронирование глэмпа), это 175 тыс. потенциальных клиентов, а мы еще даже не начинали просветительскую кампанию.

Кроме того, мы привлекли социологов и около месяца потратили на глубинные интервью с представителями целевой аудитории. Исходя из ответов мы создали полноценную customer journey map и получили более 3000 инсайтов. Многие вещи люди выдают только на подсознательном уровне. Например, 99% респондентов сообщили, что им нравится большая металлическая кровать в отеле. Но если копнуть глубже, окажется, что понятие "большая" для каждого разная, и это в 80% случаев не King size, а 180х200см или даже 160х200см.

В результате этого исследования мы получили целый ряд характеристик, которым должен соответствовать глэмп для того, чтоб "попасть" в целевую.

Как работает эта бизнес-модель?

Наша модель — B2B2C. Мы производим глэмпы для бизнеса, который работает с конечным потребителем — туристом. Наши непосредственные покупатели — те, кто имеет землю и готов вкладывать в нее средства. Предприниматели, инвесторы, отельеры. Сейчас туристическое направление активно развивают громады и рассматривают глэмпинги как возможный вариант.

Изначально мы рассчитывали, что основной нашей аудиторией станут отели премиум-класса, у которых есть дополнительная территория, подходящая для глэмпа. По нашим расчетам, при наличии территории и проведенных коммуникаций  установить глэмпинг можно было очень быстро. Мы провели переговоры с несколькими представителями таких отелей и столкнулись с некоторыми реалиями украинского отельного бизнеса. Чтобы расширять номерной фонд отеля за счет глэмпов, нужно сначала заполнить основной фонд. В украинских отелях полная заполняемость — редкое явление. Однако открытие первого в Украине глэмпинга несомненно привлекло бы множество туристов — причем как соотечественников, так и иностранцев.

А кто уже купил глэмпы?

Первые заказы на поставку мы получили из Польши. Это клиенты, которые изучают возможность открытия глэмпинга на польской стороне Карпат (планируют и стационарные, и подвесные глэмпы). Сейчас мы как раз в процессе производства этих экземпляров.  

Почему поляки заказывают глэмпы в Украине, а не у местных или европейских производителей?

Мы предлагаем наш продукт в районе $ 6,5-7 тыс за глэмп, аналогичный по качеству польский товар обойдется в $10-12 тыс, британский — $15 тыс.

Главное конкурентное преимущество Glamping UA, которое напрямую влияет на разницу в стоимости, — то, что цены на сырье и трудовые ресурсы в Украине ниже, чем за рубежом, а качество выше.

Мы начали с моделей подороже, в будущем планируем расширить ассортимент за свет более массовых моделей, которые будут дешевле.

Каковы прогнозы по окупаемости этого бизнеса?

Как производители глэмпов, мы рассчитываем выйти на точку безубыточности примерно за 3 года. Будем реинвестировать прибыль и вкладывать дополнительные средства. Это не такой быстрый путь, потому что мы первопроходцы на этом рынке в Украине.

Если говорить о собственниках глэмпингов, наши предварительные расчеты показывают, что комплекс из 10 глэмпов при 40% заполняемости может генерировать 1,86 млн грн прибыли в год и окупиться за 2 года.

Глэмпинг — бизнес, который генерирует прибыль. Но мы изначально понимали, что быть "ледорубом" рынка, создавать его — это риск, и мы были готовы к этому

Как выглядит производство?

Мы работаем с тремя составляющими, из которых делаются глэмпы, — дерево, металл и ткань. Деревянные и металлические конструкции для нас изготавливают подрядчики. У харьковской компании, специализирующейся на пошиве промышленных изделий из ткани, заказываем тенты. Контрольную сборку глэмпов проводим на наших складах в Ровенской области — собираем, все проверяем, разбираем обратно, упаковываем и отправляем заказчику.

Сколько человек работает над проектом?

На постоянной основе 10 человек — инженеры, визуализаторы, дизайнеры. В зависимости от задач привлекаем специалистов дополнительно.

Глэмпинг — вариант только для летнего отдыха? Что с ним делать зимой?

Собрать и спрятать на зиму, если это летний глэмп. Это не проблема, потому что мы в готовы демонтировать и хранить глэмпы клиентов на наших собственных складах. У нас есть и зимние решения, с отоплением. Но здесь есть барьер в восприятии и привычке. Украинцы пока не очень знакомы с таким форматом отдыха. И если летняя "улучшенная" палатка — это еще допустимо, то как зимой ночевать под тентом, мало кто понимает. Поэтому мы начинаем показывать, что такое глэмп, на летних вариантах, со временем постепенно будем предлагать и зимние.

Как любой продукт глэмп должен сертифицироваться. Как с этим обстоят дела?

Да, украинское законодательство запрещает селить туристов в помещениях, не имеющих сертификации. Сейчас мы в процессе получения сертификата качества. Его готовит Центр стандартизации и метрологии, они разрабатывают технические условия, проверяют и подтверждают уровень качества. В нашем сертификате будет написано "палатка для отдыха — глэмп". Это будет первый сертификат на такой продукт — мы первопроходцы и здесь.

Какие ваши планы на ближайшее будущее?

Кроме разработки новых моделей, на сегодня компания поставила перед собой несколько целей, в первую очередь это просветительская работа с аудиторией. Согласитесь, трудно работать на рынке, который даже не знает о существовании твоего продукта. Поэтому мы будем плотно работать в соцсетях, в частности запустили образовательную группу о глэмпинге в Facebook, чтобы создать сообщество людей, которым эта тема близка по духу.

Надо понимать, что новый формат туризма добавит социальную составляющую, расширит возможности для предпринимателей на местах, а также поможет с открытием новых рабочих мест.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram