Автомобиль — роскошь: Минфин предлагает взымать налог с большего числа автомобилей

В обнародованном проекте Налогового кодекса Минфин предлагает оставить ставку налога на "роскошные" автомобили на уровне 25 тыс. грн в год, но база налогообложения может быть существенно расширена
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство финансов обнародовало проект Налогового кодекса, в котором предполагает внести изменения в действующую с 1 января 2015 года систему налогообложения "роскошных" автомобили. На сегодняшний день ставка этого налога составляет 25 тыс. грн в года за одно транспортное средство и взимается с владельцев легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3 л (как новых, так и подержанных возрастом до 5 лет).

Теперь же в министерстве хоть и оставляют неизменной величину самого налога, но предлагают иной критерий, по которому автомобиль будут причислять к классу "Люкс". Вместо привязки к рабочему объему двигателя это будет цена — а именно, 1 млн грн. Как и прежде, налог предлагается взимать с владельцев автомобилей возрастом не более 5 лет. В итоге база налогообложения должна вырасти на порядок.

Так, по данным самого Минфина и ГФС, сейчас бремя "роскоши" на себе чувствуют 15,8 тыс. автовладельцев. В период с январе по октябрь 2015 года они заплатили в бюджет 392 млн грн транспортного налога. В случае принятия данной редакции Налогового кодекса в категорию "Люкс" попадут как минимум 138,2 тыс. авто (данные МВД за 2014 год, которые учитывают поставленные на учет "роскошные" автомобили 2011-2013 годов выпуска). В категорию "роскошных" попали машины марок Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi, Porsche, Infiniti, Land Rover, Jaguar, Bentley, Maserati, Rolls-Royce, Maybach, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, др. Но в Минфине признают, что не обладают полной статистикой о распределении по марках, моделям и цене транспортных средств, зарегистрированных в Украине за последние пять лет.

Предложенная новая система налогообложения автомобильной "роскоши" вызывает немало вопросов. Легче всего будет с новыми машинами — их цена известна благодаря документам дилеров. Но и в этом случае будет учитываться не цена каждого конкретного авто, а так называемая "среднерыночная" стоимость, что означает уравниловку. Ведь 1 млн грн может стоить легковой автомобиль среднего класса (вроде Volkswagen Passat) в максимальной комплектации. А цена действительно роскошных машин, которые у нас никто не покупает с базовым оснащением, может превышать означенную сумму в несколько раз.

"Лазеек — море. Например, оценка среднерыночной стоимости авто на сайте Минэкономики вообще не предусматривает оценку комплектации авто. А стоимость базовой комплектации может значительно (на 50-60%) отличатся от какой-нибудь навороченной с использованием ценных пород дерева и т.д.", — отмечает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Того же мнения придерживается председатель правления "ВиДи АвтоСити" Артем Ткаченко: "В тексте раздела по транспортному налогу есть формулировки с неоднозначными трактовками, в частности в определении объекта налогообложения (ст. 244.2.1): он прописан очень нечетко и неоднозначно".

Согласно статьи 244.6.8 проекта Налогового кодекса, перечень автомобилей со среднерыночной стоимостью более 1 млн грн. будет определяться ежегодно до 1 февраля каждого года Минэкономики на основании информации МВД о зарегистрированных в Украине машинах.

Более того, с учетом инфляции в категорию "люксовых" будет попадать все больше автомобилей, которые таковыми на самом деле не являются.

"А если завтра доллар прыгнет до 100 грн, то выходит, что ЗАЗ Ланос стоимостью $10 тыс. станет стоить 1 млн грн и станет роскошным", — добавляет Назаренко.

Еще сложнее обстоят дела с подержанными машинами: кто и как будет считать цену автомобиля с учетом амортизации в течение следующих пяти лет после покупки? Видимо, каждый год потребуется проводить оценку автомобиля, которую с учетом отечественных реалий государство как пить дать переложит на самого владельца. В Минфине пока не предложили четкого механизма оценки.

Эксперты сходятся во мнении, что проект Налогового кодекса в части налога на "роскошные" автомобили требует доработки.

"Транспортный сбор как в нынешнем, так и в предлагаемом новом виде — наверное, самый неудачный способно собрать дополнительные поступления в бюджет: с огромными затратами на администрирование (целых 3 министерства вовлечено ежегодно!) и крайне низкой эффективностью (соотношение затрат на администрирование к поступлениям от налога)", — отмечает Артем Ткаченко.