Все, что нужно знать о мобилизации авто

Принудительное изъятие транспорта у предприятий в рамках мобилизации: риски, алгоритм действий и защита в ЕСПЧ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Новая волна мобилизации "несет" в себе риски не только для граждан призывного возраста, но и для отечественного бизнеса. Речь идет о возможности временного и бесплатного изъятия транспортных средств для целей Вооруженных Сил Украины.

Так, согласно статье 6 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации" во время мобилизации может осуществляться так называемая военно-транспортная повинность. Она заключается в возможности бесплатного изъятия для нужд ВСУ транспортных средств, принадлежащих предприятиям всех форм собственности, с последующим их возвращением после демобилизации. Как правило, в рамках военно-транспортной повинности изымается крупногабаритный, строительный и грузовой транспорт.

Таким образом, украинские предприятия могут столкнуться с необходимостью передачи собственного имущества для нужд армии без получения надлежащих гарантий и компенсаций.

Кто принимает решение об изъятии транспортного средства?

Потребность изъятия транспорта предприятий для военных нужд определяется в Мобилизационном плане Украины — документе, который составляется Министерством обороны Украины на основании запросов всех военных комиссариатов страны (с указанием типов и марок таких транспортных средств). Информация, содержащаяся в Мобилизационном плане, является государственной тайной, поэтому ознакомиться с ней в публичных источниках невозможно.

Согласно Положению о военно-транспортной повинности после объявления мобилизации Мобилизационный план передается в местные государственные администрации (МГА), которые непосредственно принимают распоряжения об изъятии соответствующих транспортных средств у конкретных предприятий. И уже на основании этих распоряжений военкоматы вручают руководителям предприятий наряды на изъятие транспортных средств.

На практике наибольшие проблемы возникают с подготовкой военкоматом соответствующих документов для изъятия транспортных средств. Например, наряд может быть не подписан военным комиссаром или не содержать печати военкомата. К тому же, наряд может быть оформлен без соответствующего распоряжения МГА об изъятии. В таких случаях, после демобилизации могут возникнуть проблемы с возвратом транспортного средства, переданного по таким документам.

Как правильно передать транспортное средство?

Следует обратить внимание, что согласно Положению о военно-транспортной повинности доставка и передача транспортных средств воинским частям осуществляется за счет самого предприятия. При этом, предприятие также обязано передать регистрационные документы на транспорт.

Изъятие транспортного средства подтверждается актом приема-передачи, в котором обязательно нужно указать сведения о собственнике, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости имущества, а также другие данные, которые помогут идентифицировать транспорт. Кроме того, акт приема-передачи обязательно должен быть подписан не только собственником транспортного средства, но и командиром (начальником) воинской части, которой оно передается, и скреплен печатью воинской части.

Правильное составление акта приема-передачи позволит в случае повреждения транспортного средства, его уничтожения или в случае утери регистрационных документов определить его собственника и требовать возмещения ущерба. В противном случае, известны ситуации, когда транспорт был поврежден, а составленные акты приема-передачи не позволили их собственнику эффективно защитить свои права. Оптимальным выходом из этой ситуации для предприятия будет привлечение юридического советника, который поможет отобразить все необходимые реквизиты акта приема-передачи и проконтролирует его оформление.

Не лишним при составлении акта приема-передачи будет также проведение независимой оценки транспортного средства. В таком случае, предприятие сможет быть уверенным, что стоимость его имущества не будет занижена.

Чего стоит опасаться собственнику транспортного средства?

Безусловно, изъятие дорогостоящего и востребованного имущества неизбежно приводит к тому, что украинский бизнес вынужден "перенастраивать" свои производственные процессы. Это, в свою очередь, может привести к убыткам и задержкам в исполнении своих обязательств перед контрагентами. При этом, такие убытки не подлежат возмещению со стороны государства.

К тому же, процедура изъятия транспортных средств довольно сложная и состоит из нескольких последовательных этапов, что в нынешних условиях, как правило, приводит к нарушениям и злоупотреблениям со стороны государственных органов. К основным проблемам, которые возникают в процессе исполнения военно-транспортной повинности, можно отнести (1) отсутствие необходимых документов, на основании которых осуществляется изъятие транспортных средств, (2) проблемы с возвратом транспортных средств после демобилизации, (3) проблемы с возмещением ущерба, связанного с повреждением или уничтожением транспортного средства после его использования в военных целях.

Так, распространены случаи, когда военные комиссариаты нарушают процедуру изъятия транспортного средства, игнорируя необходимость принятия соответствующего постановления МГА. При этом военкоматы передают предприятиям наряды на изъятие транспортного средства, пытаясь таким образом ввести их в заблуждение и получить в пользование имущество без надлежащего правового основания.

Кроме того, не исключена возможность утраты регистрационных документов, повреждения или даже уничтожения транспортного средства. Согласно Положению о военно-транспортной повинности подобный ущерб подлежит возмещению со стороны государства. Однако при взыскании ущерба собственник транспортного средства может столкнуться с рядом проблем. Подобный случай стал предметом оценки Европейского суда по правам человека в деле "Саламов против России" (решение от 12 января 2016 года).

Ситуация, рассматриваемая судом, произошла в ходе проведения Российской Федерацией антитеррористической операции в Чеченской Республике в 1999 году. У физического лица для нужд армии РФ был изъят грузовик. При этом, изъятие произошло без предъявления каких-либо подтверждающих документов и без составления акта приема-передачи. По завершению военных действий транспортное средство было возвращено заявителю в поврежденном виде, с недостающими деталями и без регистрационных документов и номеров. Вместе с тем, заявитель не смог добиться возмещения ущерба, нанесенного вследствие повреждения его имущества, поскольку ему не удалось документально подтвердить факт передачи транспорта Вооруженным Силам РФ.

В то же время, ЕСПЧ защитил право заявителя, основываясь на показаниях свидетелей, которые были получены при рассмотрении дела в национальных судах РФ. При этом, Суд отметил, что поскольку регистрационные документы на транспортное средство были уничтожены в ходе вооруженного конфликта, то заявитель был фактически лишен возможности предоставить другие доказательства, подтверждающие изъятие его имущества. При таких условиях, по мнению ЕСПЧ, государство должно нести ответственность за любой ущерб, причиненный собственности граждан вследствие проведения военных операций.

В результате рассмотрения Суд присудил заявителю компенсацию в размере более 8,5 тыс. евро в связи с нарушением статьи 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (право на мирное владение имуществом).

Что будет, если отказать в передаче транспортного средства?

При принятии окончательного решения передавать транспортное средство или нет, советуем обратить внимание на ответственность за отказ предприятия реализовать военно-транспортную повинность.

Согласно статье 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации предусмотрена ответственность в виде штрафа, размер которого для руководителя предприятия варьируется от 510 грн. до 1700 грн., а в случае повторного нарушения — от 1700 грн. до 5100 грн.

На первый взгляд, такой размер штрафа кажется несущественным по сравнению с возможным размером ущерба в случае повреждения или утраты транспортного средства. Однако военный комиссариат, помимо прочего, может обратиться в суд с требованием передать транспортное средство. В свою очередь, в случае удовлетворения исковых требований и вступления судебного решения в законную силу за уклонение от его исполнения предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет.

Кроме того, неисполнение требований государственных органов несет в себе репутационные риски для предприятия, равно как и риск осложнения отношений с местными органами власти в будущем.

Вывод

Подводя итог, стоит заметить, что передача транспортного средства в пользование ВСУ, так или иначе, приводит к определенным потерям со стороны бизнеса. Не исключена возможность нанесения существенного ущерба имуществу предприятия. В то же время, при принятии решения советуем взвесить все "за" и "против", оценить риски, но при этом, не забывать о необходимости делать посильный вклад в защиту своей страны.