- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Колеса взаймы: что происходит на рынке автопроката в Украине
По данным Ассоциации автопрокатных компаний, на сегодня в Украине насчитывается без малого 60 фирм по прокату легковых автомобилей. Львиную долю рынка делят между собой пять компаний. Четыре из них — это представительства международного бизнеса: Avis, Budget, Europcar и Sixt, работающие в Украине по франшизе. Единственная отечественная компания в топ-5 — BLS. "Эти компании занимают 65% рынка", — говорит финансовый аналитик Sixt Ukraine Олеся Момотюк.
Еще одна крупная международная компания — Hertz — в прошлом году начала процедуру банкротства своего украинского отделения. Оставшуюся часть "рыночного пирога" делят между собой небольшие компании, автопарк которых не превышает 10-20 авто (у лидеров этот показатель на порядок выше — от 150 до 250 единиц), пишет "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины".
Но если крупные игроки превосходят небольшие компании по количеству автомобилей, то разветвленной сетью пунктов проката даже лидеры до сих пор не располагают и довольствуются представительствами в крупнейших городах. Так, у компании Avis сейчас есть семь пунктов выдачи и приема машин в шести городах страны. Маленькие фирмы и вовсе обслуживают клиентов на одной, реже двух "точках продажи".
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОсновные клиенты автопрокатных компаний — физические лица (70% всей клиентской базы), основные мотивы обращения в прокатную контору которых — туризм, бизнес-поездки и командировки, а также использование арендованного автомобиля в качестве подменного, когда собственный находится, например, на техническом обслуживании или ремонте. Оставшиеся 30% спроса формируют юридические лица, причем в основном это небольшие фирмы.
А вот крупные компании аренде предпочитают лизинг. Поэтому и прокатные конторы из числа топ-5 в основном ориентированы на этот сегмент. Например, у компании Avis из общего парка в 2500 автомобилей в прокате задействовано около 10%, остальное отдаются в лизинг.
Год надежд
Оправившись после первого витка кризиса 2008-2009 годов, рынок автопроката Украины пошел в рост, показывая ежегодную прибавку в 15-20%. Так продолжалось до 2014 года, когда было отмечено резкое проседание (на 40%). Как и в случае падения 99% других отраслей, оно было связано с оккупацией Крыма и началом войны на Донбассе.
Но прошедший 2015 год для автопрокатных компаний тоже выдался непростым. Особенно сложным оказался I квартал, ознаменовавшийся очередным витком девальвации национальной валюты. Однако затем спрос понемногу стабилизировался. "Рынок оживился к весне, когда украинцы адаптировались к новому курсу", — объясняет Олеся Момотюк. В результате по итогам 2015 года, по данным компании Avis, отмечен небольшой рост на 5- 6%.
Но с учетом продолжающегося кризиса и нестабильной ситуации в стране в Ассоциации автопрокатных компаний Украины не видят перспектив для увеличения спроса на аренду авто в 2016 году. Правда, сами прокатные фирмы более оптимистичны в прогнозах: так, в компании Avis рассчитывают на рост рынка на 10-15%. И сообразно этому готовятся повысить тарифы на 15%. Не исключено, что и другие компании из числа топ-5 последуют этому примеру, а за ними подтянутся и отечественные автопрокатные конторы.
Дорогое удовольствие
Арендовать легковой автомобиль в Украине по-прежнему недешевое удовольствие, ведь тарифы традиционно привязаны к твердой валюте — евро или доллару. Главным образом это связано с тем, что основу парка любой украинской автопрокатной фирмы составляют иномарки, а значит, и конечная стоимость запчастей напрямую зависит от колебаний курса гривни. В итоге даже за машину эконом-класса придется заплатить в среднем $30 в сутки (при аренде на срок от одного до трех дней). Автомобиль С-класса на аналогичный срок будет стоить около $40-50/сутки в зависимости от модели, машина бизнес-класса — до $100/сутки, внедорожник — $70-100/сутки, а автомобили представительского класса и дорогие полноразмерные внедорожники — $200-350/сутки.
Заметное, примерно на 25%, снижение тарифа наблюдается при сроке проката свыше двух недель, однако нужно помнить, что далеко не все фирмы дают машину на срок больше месяца.
Отметим, что за прошлый год стоимость автопроката выросла на 5-10%, хотя некоторые компании с учетом падения спроса в начале 2015-го снижали цены. Так, например, у Avis тарифы тогда уменьшились на 7-12%. При этом нынешние цены на 20-25% ниже уровня 2013 года. "Сейчас цены на прокат автомобилей находятся на самом низком уровне за последние семь лет", — объясняет председатель Ассоциации автопрокатных компаний Украины Станислав Луцкович.
Интересно, что девальвация национальной валюты способствовала увеличению спроса на аренду автомобилей со стороны иностранцев — особенно заметным этот тренд стал после стабилизации ситуации в стране во II полугодии 2015 года.
Электропрокат
Прошлый год ознаменовался появлением на украинском рынке автопроката машин на электрической тяге. Правда, пока взять в аренду электромобиль можно в единственной компании: BLS (офис в Киеве и филиал VRC в Одессе) предлагает для проката Nissan Leaf и Tesla Model S.
Стоимость проката Nissan Leaf на срок от одного до трех дней составляет $65-75 в сутки в зависимости от версии модели, а при аренде до 14 дней суточная ставка снизится до $49-59. Это сравнимо с ценой проката обычного автомобиля С-класса. Tesla Model S ощутимо дороже: $450 и $380 в сутки соответственно. И, конечно, залог: $500 для Nissan и $3000 — для Tesla.
Учитывая растущую популярность электрокаров в Украине и отмену для них с 1 января 2016 года ввозной пошлины, можно прогнозировать расширение в 2016-м перечня доступных для проката в Украине электрокаров. Равно как и фирм, которые будут предоставлять такие услуги. Не исключено, что по примеру Европы у нас в стране появятся прокатные конторы, которые будут специализироваться исключительно на электромобилях.