Колеса взаймы: что происходит на рынке автопроката в Украине

Самым динамичным из рынков аренды движимого имущества всегда был рынок легковых авто. Но даже для него 2015 год прошел под знаком оптимизации операционных расходов и попытки сохранения существующей клиентской базы

По данным Ассоциации автопрокатных компаний, на сегодня в Украине насчитывается без малого 60 фирм по прокату легковых автомобилей. Львиную долю рынка делят между собой пять компаний. Четыре из них — это представительства международного бизнеса: Avis, Budget, Europcar и Sixt, работающие в Украине по франшизе. Единственная отечественная компания в топ-5 — BLS. "Эти компании занимают 65% рынка", — говорит финансовый аналитик Sixt Ukraine Олеся Момотюк.

Еще одна крупная международная компания — Hertz — в прошлом году начала процедуру банкротства своего украинского отделения. Оставшуюся часть "рыночного пирога" делят между собой небольшие компании, автопарк которых не превышает 10-20 авто (у лидеров этот показатель на порядок выше — от 150 до 250 единиц), пишет "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины".

Но если крупные игроки превосходят небольшие компании по количеству автомобилей, то разветвленной сетью пунктов проката даже лидеры до сих пор не располагают и довольствуются представительствами в крупнейших городах. Так, у компании Avis сейчас есть семь пунктов выдачи и приема машин в шести городах страны. Маленькие фирмы и вовсе обслуживают клиентов на одной, реже двух "точках продажи".

В Украине насчитывается почти 60 фирм по прокату легковых авто, автопарк лидеров рынка составляет от 150 до 250 единиц

Основные клиенты автопрокатных компаний — физические лица (70% всей клиентской базы), основные мотивы обращения в прокатную контору которых — туризм, бизнес-поездки и командировки, а также использование арендованного автомобиля в качестве подменного, когда собственный находится, например, на техническом обслуживании или ремонте. Оставшиеся 30% спроса формируют юридические лица, причем в основном это небольшие фирмы.

А вот крупные компании аренде предпочитают лизинг. Поэтому и прокатные конторы из числа топ-5 в основном ориентированы на этот сегмент. Например, у компании Avis из общего парка в 2500 автомобилей в прокате задействовано около 10%, остальное отдаются в лизинг.

Год надежд

Оправившись после первого витка кризиса 2008-2009 годов, рынок автопроката Украины пошел в рост, показывая ежегодную прибавку в 15-20%. Так продолжалось до 2014 года, когда было отмечено резкое проседание (на 40%). Как и в случае падения 99% других отраслей, оно было связано с оккупацией Крыма и началом войны на Донбассе.

Но прошедший 2015 год для автопрокатных компаний тоже выдался непростым. Особенно сложным оказался I квартал, ознаменовавшийся очередным витком девальвации национальной валюты. Однако затем спрос понемногу стабилизировался. "Рынок оживился к весне, когда украинцы адаптировались к новому курсу", — объясняет Олеся Момотюк. В результате по итогам 2015 года, по данным компании Avis, отмечен небольшой рост на 5- 6%.

Но с учетом продолжающегося кризиса и нестабильной ситуации в стране в Ассоциации автопрокатных компаний Украины не видят перспектив для увеличения спроса на аренду авто в 2016 году. Правда, сами прокатные фирмы более оптимистичны в прогнозах: так, в компании Avis рассчитывают на рост рынка на 10-15%. И сообразно этому готовятся повысить тарифы на 15%. Не исключено, что и другие компании из числа топ-5 последуют этому примеру, а за ними подтянутся и отечественные автопрокатные конторы.

Дорогое удовольствие

Арендовать легковой автомобиль в Украине по-прежнему недешевое удовольствие, ведь тарифы традиционно привязаны к твердой валюте — евро или доллару. Главным образом это связано с тем, что основу парка любой украинской автопрокатной фирмы составляют иномарки, а значит, и конечная стоимость запчастей напрямую зависит от колебаний курса гривни. В итоге даже за машину эконом-класса придется заплатить в среднем $30 в сутки (при аренде на срок от одного до трех дней). Автомобиль С-класса на аналогичный срок будет стоить около $40-50/сутки в зависимости от модели, машина бизнес-класса — до $100/сутки, внедорожник — $70-100/сутки, а автомобили представительского класса и дорогие полноразмерные внедорожники — $200-350/сутки.

Заметное, примерно на 25%, снижение тарифа наблюдается при сроке проката свыше двух недель, однако нужно помнить, что далеко не все фирмы дают машину на срок больше месяца.

Прокат автомобилей эконом-класса в среднем стоит $30 в сутки

Отметим, что за прошлый год стоимость автопроката выросла на 5-10%, хотя некоторые компании с учетом падения спроса в начале 2015-го снижали цены. Так, например, у Avis тарифы тогда уменьшились на 7-12%. При этом нынешние цены на 20-25% ниже уровня 2013 года. "Сейчас цены на прокат автомобилей находятся на самом низком уровне за последние семь лет", — объясняет председатель Ассоциации автопрокатных компаний Украины Станислав Луцкович.

Интересно, что девальвация национальной валюты способствовала увеличению спроса на аренду автомобилей со стороны иностранцев — особенно заметным этот тренд стал после стабилизации ситуации в стране во II полугодии 2015 года.

Электропрокат

Прошлый год ознаменовался появлением на украинском рынке автопроката машин на электрической тяге. Правда, пока взять в аренду электромобиль можно в единственной компании: BLS (офис в Киеве и филиал VRC в Одессе) предлагает для проката Nissan Leaf и Tesla Model S.

Стоимость проката Nissan Leaf на срок от одного до трех дней составляет $65-75 в сутки в зависимости от версии модели, а при аренде до 14 дней суточная ставка снизится до $49-59. Это сравнимо с ценой проката обычного автомобиля С-класса. Tesla Model S ощутимо дороже: $450 и $380 в сутки соответственно. И, конечно, залог: $500 для Nissan и $3000 — для Tesla.

Учитывая растущую популярность электрокаров в Украине и отмену для них с 1 января 2016 года ввозной пошлины, можно прогнозировать расширение в 2016-м перечня доступных для проката в Украине электрокаров. Равно как и фирм, которые будут предоставлять такие услуги. Не исключено, что по примеру Европы у нас в стране появятся прокатные конторы, которые будут специализироваться исключительно на электромобилях.