Сомнительный клуб: компания "Электроклуб Украина" как образец сетевого маркетинга на авторынке

Вчера в Киеве состоялась презентация сообщества "объединенных общими интересами владельцев и потенциальных владельцев электромобилей, основанного на принципах эко-кооперации". За этой расплывчатой формулировкой — новосозданная киевская компания "Электроклуб Украина", которая на волне возросшего интереса к электромобилям решила заняться их продажей в Украине. Однако выбранная фирмой схема ведения бизнеса должна насторожить тех, кто в ближайшем будущем планирует покупку электрокара

"Электроклуб Украина" не является официальным дилером ни одной из компаний, выпускающей нынче электромобили, а работает по принципу "серого" дилера, покупая машины у зарубежных (прежде всего европейских) дилеров Nissan, Renault и Tesla. Причем основная ставка делается не на новые электрокары (хотя можно заказать и такой), а на "бэушные". По словам Оксаны Прикоп, директора по развитию "Электроклуб Украина", это будут демонстрационные экземпляры из дилерских шоурумов с минимальным пробегом 2–5 тысяч километров.

При этом нет ясности, как именно будет осуществлять растаможка электрокаров, которые, напомним, пока не освобождены от уплаты таможенной пошлины и НДС (соответствующие законопроекты готовятся ко второму чтению в парламенте). По словам представителей компании, растаможивать машины будет отдельная и формально не связанная с компанией "Электроклуб Украина" фирма. И это первый тревожный звоночек.

На сегодняшний момент "Электроклуб Украина" озвучила следующий модельный ряд и цены. Желающим сменить бензинового коня на электрический предложены малоизвестный у нас гонконгский хэтч Bio Eva 4 (от 11 тыс. долларов), а также раскрученные модели Nissan Leaf (от 17 тыс. долларов), Renault Fluence Z.E. (от 19 тыс. долларов), Renault Zoe (от 25 тысяч), Renault Kangoo Van ZE (от 35 тысяч) и Tesla (от 70 тысяч). Однако по таким ценам машины сможет купить лишь член клуба, заплатив взнос — а это ни много ни мало 2500 долларов (2400 долларов в качестве первоначального взноса на авто и 100 долларов за операционные услуги).

И здесь начинается самое интересное. Теоретически, электрокар может обойтись покупателю именно в эту смехотворно малую сумму. Однако чтобы стать владельцем модной "зеленой" машины за копейки, придется вспомнить основы сетевого маркетинга. За каждого нового приведенного в клуб человека на персональный счет поступает 1000 баллов, что эквивалентно тысяче долларов. Новый член клуба платит 2500 долларов и, в свою очередь, отправляется вербовать новых "электроклубовцев". И так до тех пор, пока не наберется достаточное количество баллов для покупки выбранной модели. А разнообразные бонусные и партнерские программы (они тоже конвертируются в баллы) лишь усиливают аналогию с печально известными компаниями, прежде использовавшими такую схему.

При этом "Электроклуб Украина" анонсирует скорое появление кредитной и лизинговой программ, хотя на сегодняшний момент банка-партнера у компании нет. И, честно говоря, удивительно, если появится: вряд ли кто-то из банкиров в здравом уме откроет кредитную линию "сетевой" компании.