«Приват» играет в монополию

Вслед за покупкой «Днеправиа» группа «Приват» нацелилась на получение контроля над компанией «АэроCвит». Эксперты видят в таких действиях угрозу монополизации рынка авиаперевозок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

«Днеправиа», подконтрольная группе «Приват», обратилась в Фонд госимущества с просьбой допустить ее к конкурсу по приватизации госдоли авиакомпании «АэроCвит». За 22,4% акций она готова заплатить 232 млн. грн.

Как сообщало «ДЕЛО», ФГИ объявил о намерении продать эти акции до конца текущего года. С этой целью ведомство уже направило предложение о выкупе ценных бумаг действующим акционерам. Они имеют первоочередное право на это, поскольку «АэроCвит» зарегистрирован в форме закрытого акционерного общества.

Соответственно, предложения получили компании Gilward Investments BV (владеет 38% акций), «ГенАвиа-Инвест» (почти 25%), «Укринфоконсалт» (9,8%) и «Бюро» (4,8%). В течение месяца они должны сообщить ФГИ о своем желании или нежелании приобрести акции.

В то же время «Днеправиа» не входит в число акционеров «АэроCвита». Как утверждают в ФГИ, компания сможет претендовать на акции только в том случае, если действующие акционеры откажутся от выкупа госдоли. Поэтому на данном этапе ее претензии не имеют законных оснований.

Глава наблюдательного совета «АэроСвита» Арон Майберг сообщил «ДЕЛУ», что «предварительно акционеры общались между собой, и у всех были намерения реализовывать свое право на выкуп акций».

Тем временем в прессе уже началась кампания относительно необходимости реализации госдоли «АэроСвита» на открытом рынке. Группа «Приват», которая в августе стала владельцем 94,6% акций прямого конкурента «АэроСвита» — компании «Днеправиа», — пытается доказать, что такой способ будет более эффективным. Якобы стоимость пакета, утвержденная ФГИ на уровне 17 млн. грн., является заниженной. В своем заявлении «Днеправиа» предлагает заплатить в 16 раз большую сумму.

В Фонде госимущества к таким заявлениям относятся скептически. «Не имея возможности купить акции, можно за них и 500 млн. грн. пообещать», — отмечают в пресс-службе ведомства. Там считают оценочную стоимость акций «АэроСвита» справедливой.

Как оценивался «АэроСвит»

При оценке «Остров» использовал несколько подходов. Большинство из них давали отрицательную стоимость «АэроСвита». И лишь при оптимистичном прогнозе, который предусматривал рост авиаперевозок, а также не учитывал непокрытых убытков компании, оценщик смог получить положительный результат в размере 92,2 млн. грн. В свою очередь стоимость 22,4% акций «АэроСвита» с учетом скидки на неконтрольность (то есть невозможность влияния на принятие решений на собрании акционеров) составила 17 млн. грн.

Эксперты также обращают внимание на то, что «Приват» фактически месяц назад купил 94,6% акций «Днеправиа», заплатив за них 59 млн. грн. При том что размер флота двух компаний сопоставим. Убыток «АэроСвита» за 6 месяцев текущего года даже больше — 201,7 млн. грн. по сравнению со 101,9 млн. грн. «Днеправиа».

Директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава не исключает, что нынешние действия «Привата» могут свидетельствовать о попытке группы выкупить государственную долю вопреки  требованиям законодательства. «Приват» может использовать сразу несколько способов, чтобы не допустить реализации акций «АэроСвита» крупнейшим действующим акционерам и получить возможность приобрести госпакет самостоятельно. Так, группа может добиться этого в судебных органах.

В борьбе за акции перевозчика «Привату» может поспособствовать и тот факт, что, по неофициальным данным, группа установила контроль над компаниями «Укринфоконсалт» и «Бюро», владеющими в общей сложности 14,6% акций «АэроСвита».

«Если крупные акционеры захотят выкупить пакеты акций, мелкие вполне могут оспорить это в суде. Мотивация может быть какой угодно: например, недопуск к выкупу, неправильная цена и т.д.», — добавляет директор Международного института приватизации Александр Рябченко.

Что угрожает рынку

В данном случае под контролем «Привата» будет находиться более половины рынка украинских авиаперевозок. Ведь в собственности «АэроСвита» еще 75% другого крупного перевозчика — «Донбассаэро». Более того, к Днепропетровскому и Ивано-Франковскому аэропортам, контролируемым этой группой, добавится еще и Донецкий аэропорт.

Эксперты отмечают, что такая концентрация приведет к ослаблению конкуренции на рынке авиаперевозок. Очевидно, что действия «Привата» направлены также и на то, чтобы улучшить положение на рынке подконтрольной ему «Днеправиа».

«Любой скандал вокруг «АэроСвита» в нынешнее тяжелое для авиации время будет направлен в первую очередь против самой компании», — говорит Арон Майберг. Так, судебные разбирательства могут ухудшить и без того сложное финансовое состояние «АэроСвита». В условиях неопределенности с будущим компании ее действующие акционеры, очевидно, займут выжидательную позицию и не будут спешить с вложением средств в «спасение» компании. Кроме того, «АэроСвиту» не придется рассчитывать на привлечение кредитных средств.

По данным Госавиаадминистрации, в I полугодии 2009 года впервые за последние 9 лет в сфере авиаперевозок зафиксировано уменьшение всех основных показателей. В частности, объемы пассажирских перевозок авиакомпании «АэроСвит» сократились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти на 40%, «Международных авиалиний Украины» — на 19,7%, «Донбассаэро» — на 16,3%.

Читайте также: Как защищать себя от произвола авиакомпаний