У "Нафтогаза" проблемы с реструктуризацией долгов

Российские держатели еврооблигаций «Нафтогаза» срывают реструктуризацию долгов компании

долга НАК «Нафтогаз Украины» по еврооблигациям на $500 млн. срывается. Речь идет о ценных бумагах, выпущенных госкомпанией в 2004 году. Срок их погашения наступает 30 сентября.

Сейчас «Нафтогаз», ссылаясь на затруднительное финансовое положение, пытается отсрочить выплату долга.

Но держатели еврооблигаций НАКа объединяются, чтобы не допустить этого. Главную роль в данном процессе играет белизская компания Corlblow Trade International Ltd., представляющая интересы российских инвесторов. На данный момент она уже сплотила вокруг себя держателей бондов на сумму $107 млн. Это более 20% всей суммы долга.

 Если группа противников реструктуризации расширится и сконцентрирует более 25% задолженности «Нафтогаза» по евробондам, планы украинской компании рассрочить долг провалятся. Если это произойдет, то «Нафтогазу» придется выложить $0,5 млрд.

О намерении ряда держателей евробондов «Нафтогаза» помешать компании уйти на «кредитные каникулы» вчера сообщил Карл Филипп Томас, партнер люксембургской фирмы Aequi-Libria. Эта компания оказывает объединению инвесторов юридические услуги. «В ближайшее время мы ожидаем расширения нашей инициативной группы таким образом, чтобы общая сумма евробондов в наших руках превысила $125 млн.», — сообщил Томас «ДЕЛУ». Состав этой группы держится в тайне, за исключением наиболее активного участника — белизской компании Corlblow Trade International Ltd., которая владеет еврооблигациями «Нафтогаза» на $11 млн. Директором белизской компаниии является Алексей Ольшанский, который раньше возглавлял страховую компанию «Согаз», среди акционеров которой — «Газпром». Это дает основание предположить, что инициатором создания группы инвесторов является именно российский газовый монополист. Впрочем, в самом объединении опровергают связи с «Газпромом».

Группа инвесторов хотя и планирует не допустить реструктуризацию задолженности НАКа, готова вступить в переговоры с руководством «Нафтогаза». По словам Карла Томаса, теоретически держателям еврооблигаций, чьи интересы он представляет, могут быть интересны следующие условия рассрочки долга: выплаты в течение максимум трех лет; ставка процента — «значительно больше» 10% (при том что евробонды были выпущены с доходностью 8,125%). «Но главное условие — предоставление правительством четких гарантий погашения задолженности», — рассказывает Томас. Он подчеркивает: шансы на то, что инвесторы согласятся на реструктуризацию — минимальны. «Наши партнеры не хотят реструктуризации в принципе, так как «Нафтогаз» не рассматривается ими как серьезный должник. Нет ясности в вопросе гарантирования государством долга компании, плюс всем инвесторам не нравится та ситуация, которая сложилась в Украине и усложнится в связи с президентскими выборами. Они хотят денег сейчас», — отмечает Томас.

Еще одна причина, по которой группа инвесторов отказывается от рассрочки долга, — непонятная ситуация с финансовым советником «Нафтогаза». Им выбрана малоизвестная компания Squire Capital, зарегистрированная на Кипре. «Мы с представителями Squire Capital никогда не общались, так как не имеем контактов этой фирмы и не можем ее найти», — жалуется Карл Томас. Ранее в массмедиа появилась информация, что компания Squire Capital зарегистрирована всего около месяца назад — 22 июля — и за ней стоит украинская инвесткомпания Arta Investments. Соучредителем последней является действующий директор департамента Министерства финансов по участию государства в капитализации банков Теймур Багиров. Кроме того, как стало известно «ДЕЛУ», «Нафтогаз» также привлек в качестве консультанта по вопросам пиара компанию HeadLand Consultancy, владеющую офисами в Лондоне и Париже. В какую сумму обходится НАКу такое сотрудничество — в пресс-службе компании отказались комментировать.

По мнению как иностранных, так и отечественных аналитиков, желание «Нафтогаза» провести реструктуризацию вызвано не финансовыми трудностями НАКа, а общими тенденциями на рынке. Многие заемщики, в том числе платежеспособные, стараются уйти от выполнения своих обязательств в срок, ссылаясь на проблемы в связи с бушующим кризисом. По мнению уполномоченного президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, правительство способно найти средства для выплаты долгов госкомпании. Он напомнил, что в конце прошлого месяца в Украину пришел третий транш стабилизационного кредита Международного валютного фонда на $3,3 млрд. Из этой суммы $1,9 млрд. правительство намеревалось потратить как раз на погашение внешних обязательств. Пока на такие цели потрачено всего $513 млн., которые правительство выплатило держателям суверенных еврооблигаций 4 августа. Кроме того, согласно постановлению Кабмина, уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины» был увеличен на 18,7 млрд. грн. (по текущему официальному курсу — около $2,3 млрд). Также МВФ «отстегнет» Украине 1,309 млрд. SDR (немногим более $2 млрд.) в ходе распределения специальных прав заимствования — такая доля причитается стране как акционеру фонда.

В то же время в правительстве уверены, что смогут убедить инвесторов рассрочить погашение долга. «Я думаю, что долги все-таки будут реструктуризированы и с держателями еврооблигаций «Нафтогаз» сможет договориться», — заявил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

 Согласно существующей практике на еврооблигационном рынке, эмитенту нужно заручиться согласием 75% облигационеров, чтобы отсрочить погашение бумаг.

Читайте также: "Нафтогаз" в первую очередь расплатится с "Газпромом"