Бизнес-образование расширяет границы

Исторически термин «корпоративное образование» сформировался под влиянием практик корпораций США в начале ХХ века
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Владимир Заболотный

президент Международного Института Бизнеса

Одним из самых ярких примеров таких практик является институт General Motors, созданный в 1927 году. Постепенно в мире сформировался тренд создания так называемых «корпоративных университетов». Такие университеты появились в компаниях McDonald's, Motorola, IBM, GE, Siemens и т.д. Но до сих пор нет четкого определения, что такое корпоративное образование и какие формы оно имеет. И причина тому — многообразие моделей реализации. Ведь каждая компания выстраивает свою модель, учитывая собственную специфику и потребности.

Три группы успешных практиков

Осознав необходимость постоянного развития своего персонала, практически все компании исследуют и изучают уже имеющуюся практику, прежде всего, зарубежную. И тут особо хочу подчеркнуть, что при этом процессе компании иногда совершают ошибки в виде принятия неэффективных решений. Здесь в наиболее выигрышном положении оказываются большие международные корпорации, уже давно имеющие отработанные технологии, стандарты и процедуры, а главное, соответствующие знания и технологии обучения.

В Украине можно условно выделить три группы лидеров корпоративного образования. В первую группу входят международные компании, которые являются в мире лидерами в сфере корпоративного образования. Это «Эрнст энд Янг», «Сименс», «Майкрософт», «СанИнБев Украина», ОТР Bank, «Хенкель», «Метро Кэш энд Керри Украина» и т.д. Во вторую группу входят большие украинские компании, имеющие экспортно-ориентированный и системно управляемый бизнес. Они создают собственные модели корпоративного образования благодаря наличию финансовых ресурсов, значительному «внутреннему рынку» обучения и развития, а также специфического отраслевого дефицита высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Причем их решения зачастую являются более эффективными и инновационными, чем в первой группе. И происходит это потому, что они используют лучшие мировые практики, учитывают управленческую и отраслевую специфику страны, а также используют фактор «экономии на масштабах». Это такие компании, как ДТЭК, «Метинвест», «Интерпайп» и др.

Третья группа — представители большого и среднего бизнеса Украины, имеющего свою стратегию развития. Собственники этих компаний осознали, что ценность их бизнеса определяется прежде всего тем, что они имеют возможность реализовать стратегию благодаря растущим компетенциям сотрудников и наличию соответствующей системы, которая поддерживает развитие человеческого капитала компании. Они используют одновременно и собственную инфраструктуру обучения, и партнерство с внешними провайдерами бизнес-образования, как правило, с ведущими бизнес-школами Украины. В эту группу входят «МТС», «Киевстар», «Астелит», «Астарта-Киев», «Оранта», др.

Чему учить самим, а что отдать на аутсорсинг?

В Украине исторически сложилось представление, что образование как людям, так и предприятиям должно бесплатно предоставляться государством. Да и люди все еще воспринимаются как «трудовой ресурс», затраты на который и так непосильно велики, следовательно, нуждаются в постоянной оптимизации. Особенно это проявилось во время кризиса. Он наиболее болезненно сказался на компаниях, которые я отношу к четвертой группе. То есть те, что свернули проекты обучения персонала.

В рыночной системе необходимы разнообразные формы и методы обучения. Корпоративное образование — это одна из форм, которая доказала свою эффективность. Оно выполняет функцию, которую не может эффективно выполнить ни фундаментальное, ни прикладное, ни бизнес-образование.

Но при этом корпоративное образование имеет свои границы эффективности. Ведь это «закрытая» система. Ее эффективность ограничена уровнем компетенции и интересов работающих «внутри системы» сотрудников.  

Поэтому наиболее эффективным решением, к которому прибегает большинство системно управляемых компаний, является использование как внутренней системы корпоративного обучения, так и партнерского сотрудничества с одной или несколькими бизнес-школами. Большинство компаний четко поддерживают структуру собственного обучения в четырех основных направлениях: обучение возможных кандидатов на работу и адаптация нового персонала (работа со студентами ПТУ и профильных вузов, практика, стажировки, наставничество, коучинг), обучение продуктам, обучение продажам и обучение линейного менеджмента с учетом специфики применяемых технологий. Все, что связано с развитием знаний для решения проблем компаний в области управленческих функций, подготовки руководящего резерва и топ-менеджмента, они отдают на аутсорсинг бизнес-школами. Именно такая практика постоянного сотрудничества позволяет наиболее эффективно и инновационно решать как текущие, так и стратегические задачи развития конкурентоспособности украинского бизнеса.