Автозаправки начинают зарабатывать на дополнительных сервисах

Отечественные АЗС зарабатывают от 3% до 25% своей выручки на сопутствующем бизнесе

сети АЗС начали активно развивать сопутствующие виды бизнеса. Речь идет о магазинах, кафе, станциях технического обслуживания, открываемых при заправочных комплексах. «Все это делается в первую очередь для того, чтобы получить дополнительный заработок. Если у компании есть свободные средства и территория при заправке, почему бы не заработать — для этого на АЗС есть множество возможностей», — считает аналитик консалтинговой компании Upeco Геннадий Кобаль.

По оценкам экспертов, в среднем отечественные АЗС зарабатывают на сопутствующем бизнесе около 5% своей выручки (15-30 тыс. грн. в день). Однако в зависимости от месторасположения станции и предлагаемого сервиса данный показатель может колебаться от 3% до 25%. В то же время, по словам директора по стратегическому развитию рекламного агентства Tabasco Андрея Ягодзинского, за границей выручка АЗС от работы магазинов, СТО и т.д. еще выше — около 40%. «В Украине такого не будет, потому что АЗС не стоят в оживленных пешеходных зонах и не являются единственными открытыми после 8 вечера торговыми точками», — считает Ягодзинский.  

Найти различия

Как рассказывают участники рынка нефтепродуктов, отдельные магазинчики и кафе на заправках начали появляться в 2001-2002 годах. Так, например, концерн «Галнафтогаз» еще в 2001 году открыл на одной из своих львовских заправок «ОККО» магазин, кафе и автомойку. Но массово украинские сети стали обращать внимание на сопутствующий бизнес в 2006-2008 годах, когда при высоких ценах на нефть и равных ценах на бензин заправки оказались в равных условиях. «Отличиться» АЗС могли только за счет дополнительных услуг автолюбителям.

«В итоге в первой половине 2008 года почти каждая новая заправка была уже целым комплексом, который предоставлял самые разнообразные услуги», — говорит заместитель директора центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Во-первых, на заправках начали открывать торговые точки. «В наших магазинах продаются автотовары, продукты и напитки, товары для дома и быта, большой выбор прессы, музыка и связь — более тысячи наименований», — отмечает исполнительный директор столичной сети АЗС «Кло» Олег Левченко. На некоторых заправках, особенно в крупных городах, заправщики даже стали торговать автомобилями — в небольших автосалонах. Во-вторых, на АЗС стали появляться рестораны и кафе. Как минимум это фаст-фуды — с кофе, соками и хот-догами («Лукойл», «ОККО», «Параллель» и т.д.). Некоторые открывают на заправках кафе с индивидуальным брендом: например, сеть «Кло» на своих заправках приглашает отобедать в заведениях под вывеской «Борщ».

Оснащение АЗС магазином, кафе или СТО, как правило, зависит от месторасположения станции. «Мы подбирали сопутствующие сервисы для каждого автозаправочного комплекса индивидуально,  исходя из конкурентной среды, спроса и покупательной способности в данном городе, ра-йоне», — отмечает директор компании «Параллель» Дмитрий Кулик.

Директор креативного агентства «Сахар» (занималось продвижением «ТНК-ВР») Елена Караматова отмечает, что открывать мойки, гостиницы и внедрять другие сервисы стоит только в том случае, если по-добные услуги не предоставляются в близости от АЗС.

Главное — отношение

Как отмечает Геннадий Рябцев, кризис внес свои коррективы в развитие сетей АЗС. Уменьшились инвестиции и, соответственно, компании откладывают внедрение новых услуг на станциях, сокращают ассортимент в супермаркетах. Однако, как считает Геннадий Кобаль, прибыльность сопутствующего бизнеса в нынешнее время во многом зависит от того, насколько серьезно относятся к нему владельцы АЗС.

«Для людей, которые всегда смотрели на такие предприятия (магазины, кафе, СТО. — «ДЕЛО») как на имиджевый бизнес, он не много и приносил. Для людей, которые относились к этому как к бизнесу, он выгодный и сейчас, когда спрос на такие услуги упал», — уверен Геннадий Кобаль.