Экологическая евроориентация

С 2000-го по 2008 год потребление электроэнергии во всем мире увеличилось на 30%, в то время как на развивающиеся страны пришлось свыше 50%
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Международное энергетическое агентство прогнозирует увеличение потребления энергии в мире до 2050 года на 400%, что приведет к масштабному увеличению вредных выбросов в атмосферу и масштабному изменению климата. Именно поэтому большинство признает тот факт, что будущее за альтернативными источниками энергии — энергией солнца, ветра, волн и др. Для стимулирования перевода энергетики на альтернативные источники используют госрегулирование, одной из мер которого являются «зеленые» тарифы.

«Зеленая» Германия

Конечно, у «зеленой» энергетики есть свои недостатки, а именно — низкая производительность, сильная зависимость от погодных условий, за исключением гидроэнергетики, которая к тому же является одной из самых дешевых. В Австрии, например, энергетические компании не предлагают энергию солнца и ветра компаниям, поскольку пока не могут произвести ее в большом количестве. В соответствии с австрийскими законами, 75% всей подаваемой электроэнергии обязательно должны быть получены из альтернативных источников. В других странах нормы немного меньше, в Великобритании — 10-12%.

Если в Украине основной упор делают на предприятия, которые должны закупать электроэнергию по «зеленым» тарифам, в Европе на первом месте местные органы власти, которые закупают часть энергии по таким тарифам. Положительных причин множество: от стимулирования государством развития альтернативной энергетики до возможности не платить сбор за изменение климата (Climate Change levy). Однако и в Европе вопрос о будущем «зеленых» тарифов остается на повестке дня. Поставщики электроэнергии считают, что стимулы для инвестиций в «зеленые» тарифы невелики, поскольку только 2% крупных клиентов Electricite de France (EDF) указали, что они частично пользуются электроэнергией, полученной из альтернативных источников. В то же время в Германии оборот отрасли возобновляемой энергетики составляет более чем 19 млрд. фунтов в год, по сравнению с 0,3 млрд. в Великобритании. Поэтому многое зависит еще и от регуляторной базы, культуры страны и отношения госорганов. Кстати, именно Германия в 2009 году предложила создать Международное агентство по возобновляемой энергетике IRENA и статут, основополагающие принципы которого подписали уже 75 стран и 11 ратифицировали. Украины среди них нет.

Английский консерватизм

Английский регулятор рынка электроэнергии Ofgem недавно ввел систему сертификации «зеленых» тарифов. Однако среди англичан наблюдается и определенный скепсис по отношению к «зеленым» тарифам, поскольку несколькими годами раньше Ofgem заявил, что те компании, которые пользуются «зелеными» тарифами, не могут показывать ноль в графе «выбросы СО2», поскольку «зеленые» тарифы не обязательно уменьшают выбросы парниковых газов. Получается, если «зеленые» тарифы все-таки не совсем «зеленые» или не являются гарантом того, что генерированная энергия на 100% получена из возобновляемых источников, то тогда компании-поставщику достаточно спонсировать проект общины с результатом сокращения выбросов СО2 на 50 кг и этот тариф можно называть «зеленым»? Но на те же 50 кг можно сократить выбросы,  заменив обычную лампу энергосберегающей. Соотношение — 1,49 фунта за лампу и 25-30 фунтов сверх обычного тарифа за «зеленый» — явно не придает популярности «зеленым» тарифам среди англичан, особенно в период кризиса. Ведь за последние 12 месяцев спрос упал. Кстати, в Великобритании есть только один поставщик Good Energy, обеспечивающий дома электроэнергией только из возобновляемых источников. И на сегодня его цены действительно на 25% больше, чем остальных шести поставщиков.

Почему же компании покупают, несмотря на дороговизну и на то, что «зеленый» тариф не является нулевым с точки зрения выбросов? Поэтому они считают, что даже если «зеленые» тарифы не обязательно уменьшают выбросы парниковых газов, они все равно остаются стимулом для развития альтернативных источников энергетики.

Марина САПРЫКИНА

центр «Развитие  корпоративной социальной ответственности»