Впервые за последние 10 лет продажи бензина и дизтоплива в Украине падают

С января по ноябрь 2009 года отечественные АЗС продали за наличный расчет 1,8 млн. тонн бензина марки А-95. Дизельного топлива — 1,3 млн. тонн. Данные показатели, по разным оценкам, на 3-5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С учетом оптовой реализации топлива рынок «просел» на 10-15%. Отметим, что последние десять лет розничные продажи автомобильного топлива демонстрировали уверенный рост на 5-10% ежегодно. Для этого были прочные основания: повышение общего благосостояния украинцев и, как следствие, увеличение количества автомобилей на улицах. Кроме того, в общем объеме продаж нефтепродуктов стабильно росла доля корпоративных клиентов.

Кризис больно ударил по продажам. Причин тому несколько. Во-первых, снизилась платежеспособность потребителей. Во-вторых, на падении спроса сказался и значительный рост стоимости светлых нефтепродуктов, который наблюдался с начала года. Согласно данным консалтинговой группы «А-95», за этот период «девяносто пятый» бензин подорожал на 52%, а дизельное топливо — на 15%.
Рост цен на горючее обусловила девальвация гривни, а также повышение мировых цен на энергоресурсы. Дело в том, что в вопросе обеспечения нефтепродуктами Украина на 70% зависима от импорта (как нефти, так и готовой продукции).

И если основной потенциал девальвации был реализован еще в конце 2008 года, то в текущем году цены на АЗС повиновались мировым тенденциям: с января по ноябрь нефть в мире подорожала более чем в два раза (почти до $80 за баррель). Оптовые цены на высокооктановый бензин на европейских рынках повысились еще значительнее —  в 2,2 раза. Дизельное топливо за этот период прибавило 64%.

Сдерживающий фактор

Стратегия «Привата» состояла в «обескровливании» конкурентов, очевидно, с целью их дальнейшего поглощения. И стоит отметить, что задуманное группой частично удалось:  конкурирующие сети, особенно из числа небольших, «зашатались». Ведь основные средства на развитие привлекались в виде кредитов, которые в условиях снижения доходности стало возвращать сложнее.

В итоге на рынке начали появляться слухи о желании той или иной сети «продаться». Некоторые собственники АЗС уже в течение нескольких месяцев сватают свой бизнес потенциальным покупателям, но, судя по отсутствию сделок, нужда в расставании с нажитыми активами еще не так велика. Относительную стабильность, помимо «Привата», наверное, ощущают только украинские «дочки» зарубежных компаний. Но и они в условиях падения доходности вряд ли могут рассчитывать на инвестиционный капитал для дальнейшего развития.

Государство начеку

Продажи топлива на АЗС

тыс. т

А-95

ДТ

2006

1517,7

1356,3

2007

1918,9

1599,1

2008

2257,9

1634,9

2009*

1800,9

1299,9