Как торговый протекционизм убивает мировую экономику

Все без исключения мировые лидеры заявляют о том, что политика протекционизма усугубит экономический кризис. Однако, при этом все больше стран так или иначе пытаются защитить свой рынок и производителей от внешних конкурентов.

без исключения мировые лидеры заявляют о том, что политика протекционизма усугубит экономический кризис. Однако, при этом все больше стран так или иначе пытаются защитить свой рынок и производителей от внешних конкурентов.

В принципе, все согласны. "Нам нужна открытая мировая экономика", - говорит федеральный канцлер Ангела Меркель. Протекционизм является "безусловным путем от рецессии к депрессии", предостерегает британский премьер Гордон Браун. "Мы не должны скатываться  к  изоляционизму и экономическому эгоизму", - требует премьер-министр России Владимир Путин.

Правда, на практике от этих заверений в приверженности к свободной торговле мало что остается. Не проходит и дня без того, чтобы где-нибудь в мире не возводились торговые барьеры.  Всемирная торговая организация (ВТО) настолько встревожена таким развитием ситуации, что  создала собственную систему наблюдения. В конце января сигнал тревоги прозвучал особенно громко: палата представителей США одобрила конъюнктурный пакет в $820 млрд., который  для развития инфраструктуры предписывает использовать железо или сталь исключительно внутреннего производства. Даже если президент Барак Обама откажется от этого, возникает угроза фатальной цепной реакции. Потому что развивающиеся экономики, такие как Китай, Бразилия и Индия, могут ответить на растущий протекционизм развитых стран той же монетой. Следствием стала бы мировая торговая война, после которой останутся только проигравшие. Кроме того, паралич торговли резко отрицательно скажется на экспорто- ориентированных государствах, таких как Германия.

Читайте о последнем Давосском форуме>>>

Несмотря на отказ США от пункта Buy-American, протекционизм наступает по всему миру. В Испании министр промышленности Мигель Себастьан без тени смущения настоятельно призывает потребителей отдавать предпочтение отечественным продуктам: "Есть нечто, что граждане могут сделать для своей страны: сделать ставку на Испанию и на ее продукты". Во Франции президент Николя Саркози взял с автопроизводителей обещание не переносить рабочие места за границу в обмен на помощь со стороны государства. И обещает автопроизводителям дальнейшие бонусы, если они будут отдавать предпочтение отечественным поставщикам.

В Германии генеральный секретарь ХДС Карл-Теодор цу Гуттенберг предложил пересмотреть спецпремию, выдаваемую в стране при покупке нового автомобиля, отвечающего требованиям "Евро-4", таким образом, чтобы прибыль при этом получали немецкие производители. "Наш конъюнктурный пакет должен обеспечить рабочие места в Германии, а не на Дальнем Востоке", - сказал генеральный секретарь ХДС. Еврокомиссар по вопросам промышленности Гюнтер Ферхойген нанес ответный удар: "Если Христианско-демократический союз за счет этой премии хочет обеспечить продажу автомобилей, произведенных только в Германии, он может об этом забыть".

Однако Еврокомиссия, которая, собственно говоря, должна следить за тем, чтобы  европейские государства не отделялись друг от друга, по отношению к остальному миру не пугается протекционистских мероприятий. Так, еврокомиссар по сельскому хозяйству Марианн Фишер-Бель сообщила, что Европа возобновит экспортную субсидию для молока, масла и сыра. И вызвала, таким образом, новую волну жадности. Французы требуют расширить помощь и на свинину. За счет подобных интервенций аграрная продукция "проталкивается" на рынки, в которых, вообще-то, нет  спроса на дорогие европейские продукты. Например, в Африку и Южную Америку.

Читайте о критике Еврокомиссии помощи США автопроизводителям>>>
Такие инициативы богатых стран могут вызвать ответные удары. И прежде всего в пороговых странах. Многие из них в прошлые годы в одностороннем порядке снизили свои пошлины, однако в принципе, согласно действующим правилам ВТО, еще могут осуществлять сборы по старым ставкам таможенных пошлин. И здесь скрывается значительная потенциальная угроза. Бразилия, например, взимает сейчас с иностранных промышленных товаров 13%, но может поднять ставку и до 30%, не опасаясь конфликта с ВТО. Мексика требует сегодня 17%, Индонезия - 8%, хотя обе страны могут  поднять сбор до 35%.

Подобная эскалация была бы фатальна для немецкой экономики. В 2008 году доля  экспорта в немецком ВВП составила 48%, автопроизводители сбывают за границей три четверти своей  продукции. Во время глобального экономического кризиса экспортный бизнес и так очень тяжелый. Мировая торговля в этом году в любом случае сократится, по прогнозам ВТО  - на 2%. В последний раз такое падение было отмечено в 1992 году.

В такой нелегкой ситуации каждое протекционистское мероприятие воспринимается очень болезненно. Немецкая автоиндустрия, например, страдает от того, что Россия с начала года подняла пошлину на новые автомобили до 25%. По мнению многих экспертов, следующая за этим волна протекционизма особенно опасна, потому что ее нельзя остановить классическими  инструментами торговой политики, такими как пошлины и нетарифные торговые барьеры.

Британский премьер-министр уже опасается "полностью новой формы финансового протекционизма или меркантилизма". Браун, например, ожидает, что пострадавшие по всему миру банки, которые поддерживаются сейчас своими правительствами, в будущем будут сильнее концентрироваться на своем внутреннем рынке. Действительно, финансовый директор Arcandor  Рюдигер Гюнтер наблюдал в Германии, как большой британский банк призвал британских клиентов не инвестировать больше в Германии. Также правительство в Лондоне обратилось к отечественным банкам с просьбой больше предоставлять кредиты британским предприятиям. Но Браун сознательно забыл упомянуть об этом моменте.

Политики, ориентированные на свободу рынка, во всем мире должны сейчас идти на уступки. Это относится как к Брауну, так и к его китайскому коллеге Вен Цзибао, который в своих выступлениях в качестве ключа к преодолению кризиса также охотно называет свободную торговлю. Но поскольку около 20 миллионов китайских безработных представляют собой серьезный повод для беспокойства, свободная торговля остается в Пекине всего лишь риторикой.