Региональные аэропорты Украины хотят развивать через концессию

Региональные аэропорты Украины хотят развивать через концессию
Вариант передачи воздушных гаваней в концессию может быть применен к аэропортам масштаба Херсона или Запорожья

Министерство инфраструктуры Украины в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией (IFC) намерено изучить вопрос развития региональных аэропортов Украины посредством государственно-частного партнерства. Об этом рассказал Джейсон Пеллмар, руководитель IFC в Украине, Беларуси и Молдове  в интервью для ЦТС.

В частности, топ-менеджер сообщил, что IFC получила запрос от правительства в лице Мининфраструктуры помочь развивать региональные аэропорты. Поскольку это важное направление работы по развитию туризма и улучшению логистики внутри страны.

"Не секрет, чем крупнее такой аэропорт, тем лучше для страны, тем сильнее импульс для развития. И тем более он коммерчески привлекателен.  Некоторые примеры таких региональных аэропортов включают Запорожье и Херсон", — отметил Пеллмар.

По словам руководителя IFC, квалифицированные частные операторы более эффективны в управлении и развитии аэропортов, чем государство.

По его мнению, частный оператор помог бы улучшить и работу столичного аэропорта "Борисполь".

"Я бы рекомендовал начать с корпоратизации этого аэропорта, чтобы с юридической и коммерческой точки зрения "Борисполь" меньше зависел от госбюджета. Нужно дать больше операционной автономии. Есть ряд нюансов, которые смогут сделать "Борисполь" более эффективным. И на следующем этапе можно посмотреть, как привлечь частного инвестора", — отметил Пеллмар.

При этом список региональных аэропортов, которые могли бы передать в концессию, еще не сформирован.

"Сначала нам надо сделать предварительную оценку каждого аэропорта и составить список в соответствии с коммерческой составляющей.  Вопрос важен для Мининфраструктуры и важен для нас, и мы собираемся начать эту работу", — подчеркнул Джейсон Пеллмар.

Стоит отметить, что Греция планирует приватизацию 14 аэропортов. Большая приватизация, рассчитанная до 2025 года, когда завершится программа помощи, — ключевое условие кредиторов для предоставления 86 млрд евро. Правительство должно учредить гарантийный фонд, в который будут внесены объекты для приватизации стоимостью 50 млрд евро. Заниматься продажей 14 аэропортов будет немецкая Fraport AG.

На данный момент, в Украине действует 20 аэропортов и аэродромов.

Но 98% пассажиропотока по-прежнему сосредоточены в семи из них: "Борисполь" (64%), "Киев" (Жуляны, 11%), "Одесса" (7,5% ), "Львов" (6,5%), "Харьков" (5%), "Днепропетровск" (2%) и "Запорожье" (2%). 

В 2016 году обслуживание пассажиров в аэропортах росло в разы: "Ровно" (в 8,6 раза), "Винница" (в 6,6 раза), "Ивано-Франковск" (в 3,9 раза), "Кривой Рог" (в 6,6 раза), "Запорожье" (в 2,2 раза), "Одесса" (на 8,9%) и "Херсон" (на 1,6%). Но стремительный рост в небольших региональных аэропортах обеспечивала в основном низкая база.

Но самым доходным и прибыльным остается государственный аэропорт "Борисполь". В 2016 году чистая прибыль аэропорта составила свыше 1,3 млрд грн. В 2017 году "Борисполь" обслужил свыше 10 млн пассажиров. Благодаря кооперации с МАУ аэропорт за полгода нарастил долю трансфертных пассажиров на 37%, до 1,3 млн. Доля международных рейсов в "Борисполе" выросла на 22%.