Аграрное бюджетирование: зрада или компромисс

Дискуссии вокруг отмены льготного режима налогообложения в АПК ведутся уже не первый год. Аграрии традиционно говорят о катастрофических последствиях для отрасли в случае отмены НДС. Минфин обещает миллиарды дополнительных поступлений в бюджет, если спецрежим все-таки будет упразднен. Сохранение лишь 25% НДС в распоряжении аграриев — это зрада или компромисс?
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Согласно проекту закона о госбюджете на 2016 год, в целом на деятельность Министерства аграрной политики и продовольствия Украины выделили 2,008 млрд грн, что на 2% больше, чем было заложено на текущий год — 1,969 млрд грн. Как и в прошлом году, большая часть заложенных денег будет направленна не на поддержку отрасли, а на финансирование работы аграрного министерства и ведомств. В частности, содержание министерского аппарата обойдется украинцам в 656,9 млн грн (в 2015 году заложено 621 млн грн), на руководство и управление в сфере АПК запланировано потратить 84,8 млн грн.

На работу Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы предусмотрено 546,196 млн грн, Государственного агентства рыбного хозяйства — 134,745 млн грн, Государственного агентства лесных ресурсов — 129,921 млн грн, Государственной инспекции сельского хозяйства — 11,978 млн грн, Национальной академии аграрных наук Украины — 528,368 млн грн.

Как и в 2015 году, лишь под две госпрограммы заложено прямое финансирование из госбюджета, и то в урезанном виде. Вместо 250 млн грн на поддержку животноводов в 2016 году заложено лишь 50 млн грн. На программу удешевления кредитов, как и годом ранее, направлено 300 млн грн, то есть капля в море. По словам профильного министра Алексея Павленко, эти деньги пойдут на поддержку малого и среднего бизнеса.

В Министерстве аграрной политики и продовольствия отмечают, что озвученный уровень господдержки отрасли их не устраивает, особенно на фоне отмены спецрежима уплаты НДС для аграриев.

Бюджет и НДС: гремучая смесь

В следующем году аграриям лишь частично сохранят льготные условия по уплате НДС. Распределение насчитанного НДС будет осуществляться в следующей пропорции: 75% будет уходить в государственный бюджет, 25% — оставят в распоряжении агропроизводителей. Начиная с 2017 года аграрии переходят на общую систему налогообложения.

В Минфине такую систему налогообложения считают непрямой формой дотации АПК. Согласно подсчетам ведомства, за счет аккумуляции 25% начислений НДС аграрии получат в 2016 году 6,6 млрд грн.

"Мы сменили систему, 25% на сегодняшний день по специальному режиму НДС остается предприятиям АПК. Это приблизительно 6,6 млрд грн, даже не 4 млрд грн. Поэтому мы на этот компромисс уже пошли и эти 6,6 млрд оставили в отрасли", — сказал первый заместитель министра финансов Игорь Уманский.

Аграрный рынок совместно с профильным министерством налоговые инициативы Минфина воспринял негативно. В частности, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский отметил, что при изменении системы налогообложения аграриев должно быть увеличено финансирование аграрного сектора из государственного бюджета, что, судя по всему, не планируется.

"Мы просили у правительства более весомой поддержки для аграриев. В частности, мы хотели профинансировать развитие садов и ягодных угодий на уровне 255 млн грн, на животноводство мы намеревались потратить 1,8 млрд грн, на удешевления процентов по кредитам мы хотели 1,2 млрд. В итоге нас не услышали", — сетует Краснопольский.

Эксперты скорее негативно воспринимают действия правительства. По мнению экономиста Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Ярослава Жалило, правительство пошло по пути получения дохода от самой прибыльной отрасли. "В этом году аграрии стали одним из основных каналов поступления валюты в страну, в отрасли есть деньги, поэтому было принято такое решение", — говорит он. И добавляет, что такая ситуация является неправильной, так как при формировании такого подхода акцент делается на результатах работы крупных производителей и экспортеров, совсем забывая о средних и мелких сельхозпроизводителях.

По его оценкам, уйти в тень от налоговых изменений малому и среднему бизнесу не удастся, так как выплаты НДС очень жестко контролируются со стороны фискальной службы. "Скорее всего, часть более мелких производителей обанкротятся или продадут свой бизнес более крупным игрокам", — отметил в разговоре Жалило. Первыми, по его словам, "под нож" пойдут сектора, в которых окупаемость вложенных средств наиболее длительная — животноводство, виноградарство, садоводство.

История вопроса

Специальный режим налогообложения предусматривает право сельхозпредприятия оставлять в своем распоряжении сумму НДС, начисленную ему на стоимость поставленных товаров и услуг, а не платить ее в бюджет. Льготы по спецрежиму НДС были введены в 1999 году для поддержки сельхозпроизводителей.

После парламентских выборов 2014 года коалиция подписала соглашение, в котором было предусмотрено сохранение льгот по НДС до 2018 года. Сложно сказать, был ли это взвешенный шаг или просто попытка успокоить ту часть бизнеса, которая оставалась прибыльной на протяжении последних лет.

Еще до революционных событий команда Николая Азарова поднимала вопрос отмены спецрежима по НДС ввиду желания привлечь средства МВФ. Уже после первых заявлений правительства аграрные ассоциации, куда входили мелкие и крупные компании, выразили протест. Их можно понять, ведь речь идет о сумме экономии в 18-19 млрд грн.

В течение 2014-2015 годов продолжались дискуссии, что станет с фермерами, если спецрежим отменить. Аграрные ассоциации приводили разнообразные расчеты последствий для отрасли, пытались убедить премьера Арсения Яценюка в том, что после отмены этой налоговой льготы крутое пике ждет не только агросектор, но и экономику страны в целом. Но убедить премьер-министра так и не удалось.

17 июля 2015 года в парламенте должны были голосоваться законопроекты №2173а и 2173а-1, которые предусматривали изменения в администрировании налога на добавленную стоимость, но аграрное лобби высказалось против, а ряд депутатов заблокировали трибуну. Яценюк заявил, что поддерживает идею помощи сельскому хозяйству, но предлагает подойти к отмене спецрежима выборочно. В частности, оставить на старой системе налогообложения небольшие сельхозпредприятия — с площадью земель до 3 тыс. га и годовой выручкой до 50 млн грн. По его словам, таких компаний — 98% от числа всех зарегистрированных в Украине. Но Рада подход премьера не поддержала. Парламент смог проголосовать за законопроект №2173а лишь после того, как были изъяты нормы об отмене льгот для аграриев.

О чем спор?

По словам народного депутата Александр Бакуменко, который также является главой крупной аграрной ассоциации, в случае если льготы для аграриев отменят, правительство должно продолжить адекватную систему дотаций. Но, согласно условиям вступления в ВТО, возможности Украины в этом направлении ограничены суммой в 3 млрд грн. "Сумма в 3 млрд грн не устраивает ни мелких, ни средних производителей. Кроме того, на распределение льготы по спецрежиму чиновники не имеют влияния, поэтому она является достаточно прозрачной. Любая другая помощь в Украине часто происходит через призму коррупции", — утверждает Бакуменко.

Согласно данным Государственной фискальной службы, на спецрежиме по НДС в 2014 году находились 15,8 тыс. сельхозпроизводителей. 554 крупнейшим компаниям было возмещено 9,5 млрд грн, 15,301 тыс. агрокомпаний — 8,8 млрд грн.

Безусловно, крупные агрохолдинги бояться отмены льгот. Многие из них в своих финансовых отчетах за первое полугодие 2015 года отмечают для инвесторов, что риск отмены спецрежима по НДС достаточно высокий и что в дальнейшем это может сказаться на финансовых показателях и выполнении их долговых обязательств.

Поклонники отмены

МВФ продолжает настаивать на отмене спецрежима, напоминая, что в рыночной экономике отраслевых льгот быть не должно. По расчетам Минфина, переход на общую систему налогообложения аграриев позволит обеспечить дополнительные доходы в объеме приблизительно 0,3% ВВП.

"Министерство финансов оценивает, что в случае принятия решения об отмене спецрежима для сельского хозяйства (с учетом восстановления права на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур) бюджет 2016 получит около 11 млрд грн дополнительных поступлений", — подсчитывает замминистра финансов Елена Макеева.

Аграрные эксперты, естественно, более скептичны в оценке возможных поступлений в бюджет при отмене НДС. По данным УКАБ, в случае отмены спецрежима экспортная выручка в АПК может сократиться на $1 млрд, животноводство, овощеводство и садоводство окажется под сильнейшим ударом, поскольку инвестиции в эти отрасли долгие и дорогие. По итогам восьми месяцев 2015 года индекс сельхозпроизводства, по данным Госстата, уже сократился на 5,8%. Падает и производство животноводческой продукции: Украина за восемь месяцев сократила производство мяса на 1,8%, молока — на 4,6%, яиц — на 14,3%.

Но не всем заявлениям аграриев о неминуемой кончине без спецрежима стоит верить. Если проанализировать данные Госстата за 2014 год, то можно с удивлением обнаружить, что уровень рентабельности сельхозпроизводства (без учета бюджетных дотаций и доплат) в минувшем году составил 26,3%, тогда как за предыдущий год — 11,4%. С прибылью год завершили 81,5% сельхозпредприятий. В среднем на одно такое предприятия приходилось 5,8 млн грн прибыли (в 2013-м — 64,3% и 3,2 млн грн). Аграрии в 2014 году получили около 12,7 млрд грн прибыли от растениеводства, рентабельность которого составила 29,2% против 11,1% в 2013-м. Общий уровень рентабельности животноводства достиг 13,5%, тогда как в 2013 году — 11,5%.

Будем надеяться, что принятое в итоге решение одновременно принесет минимум потерь для бюджета страны и станет драйвером развития сельхозпроизводства в будущем.