Акцизы на топливо повышены, одновременно ужесточен контроль за их уплатой

Среди принятых 25 декабря поправок в Налоговый кодекс есть и норма о повышении акцизов на моторные топлива. При этом повышенные акцизы на бензин, дизтопливо и сжиженный газ вводятся сроком на полгода, тогда как на альтернативное топливо — на постоянной основе

Парламент повысил акцизы на моторные топлива: за законопроект №3688 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" проголосовал 251 народный депутат. Норма о повышении акцизов вступает в силу 1 января 2016 года.

Акциз на моторные топлива вырос на 13%. Так, для бензина ставка повышается с нынешних 202 евро/т до 228 евро/т. Акциз на дизтопливо увеличится до 113 евро/т, на сжиженный газ — до 57 евро/т.

Акциз на компоненты топлива устанавливается на уровне акциза на бензин — то есть 228 евро/т.

А вот увеличение акциза на альтернативные виды топлива до уровня обычного бензина, как предполагалось первоначальным пакетом изменений, не нашло поддержи депутатов. В итоге акциз на такое топливо был повышен на 45% — с нынешних 99 евро/т до 141 евро/т. То есть в Украине по-прежнему сохранены льготы при производстве альтернативных топлив с повышенным содержанием биоэтанола.

При этом повышение акцизов на бензин, дизтопливо и сжиженный газ вводится на полгода, до 30 июня 2016 года, тогда как для альтернативных топлив — на постоянной основе.

Вслед за повышением акцизов следует ждать роста розничных цен на заправках.

"Само по себе повышение акцизов на 13% с учетом того, что они еще и начисляются в евро, сделает ценообразование для конечного потребителя нефтепродуктов еще более зависимым от инфляционных процессов, не говоря уже о пропорциональном повышении цен", — отмечает президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Отчасти смягчить ценовой удар может только продолжающаяся тенденция снижения мировых цен на нефть.

"Остается только надеяться, что тренд на снижение мировых цен продержится еще достаточное время, что поможет избежать скачкообразного повышения цен в рознице после вступления в силу новых акцизов", — добавляет Косянчук.

Хотя на примере последнего года видно, что цена сырой нефти на мировом рынке и цена готового топлива на украинских АЗС мало коррелируются между собой. Проще говоря, топливо будет дорожать даже невзирая на снижение цен на нефть. В итоге это неизбежно приведет к росту потребительских цен и усилению инфляции.

Однако есть и хорошие новости. Одновременно с повышением акцизов был ужесточен контроль за их уплатой участниками рынка. А ведь не секрет, что в Украине продается немалое количество фальсификата — топлива, которое производится без соблюдения технологии и поступает на рынок без уплаты налогов. Так, по оценкам "Консалтинговой группы А-95", в 2015 году без уплаты налогов на рынок поступит около 600 тыс. т бензина (25% от потребления), что эквивалентно бюджетным потерям в размере 3,3 млрд грн. Крупнейшая доля в этих поставках принадлежит производителям альтернативных топлив.

Теперь внедряется акцизная накладная как обязательный электронный документ, который будет составляться при осуществлении всех операций по реализации топлива. Акцизные накладные начнут внедрять с марта, с переходным периодом с 1 марта по 1 апреля.

"Внедрение электронного администрирования уплаты акцизов, которое участники легального сектора рынка нефтепродуктов инициировали еще в апреле месяце 2015 года, сделает практически невозможным производство фальсификата (т.н. "бодяги") и торговли контрабандой", — отмечает Леонид Косянчук.