Арсений Салай: Зачем украинским футбольным клубам развивать киберфутбол

Арсений Салай: Зачем украинским футбольным клубам развивать киберфутбол
Президент Федерации киберфутбола Украины Арсений Салай рассказал о магистерских программах по киберспорту, которые стартуют в Украине уже 1-го сентября, и о том, почему украинские футбольные клубы неохотно развивают свои киберспортивные подразделения

13 июня Арсений Салай выступил на eSPORTconf с лекцией "Как правильно инвестировать в киберфутбольные турниры". Delo.ua поговорило с Арсением после его выступления о киберспортивном образовании в Украине, футбольных клубах, об их киберспортивных подразделениях и о том, когда же киберспорт станет частью Олимпийских игр. 

Вы рассказали, что в ИнФизе (Национальный университет физического воспитания и спорта Украины) уже с 1 сентября этого года появятся киберспортивные специальности. Будут ли там бюджетные места, стипендии, как на других специальностях?

Первый год контрактный, потому что это — экспериментальный продукт. Министерство образования полностью нас поддержало, но сразу давать бюджет они не хотят. Однако стоит отметить, что это — полноценная магистратура продолжительностью 1,5 года с дипломами и практикой.

Вы также говорили, что после выпуска будете пытаться трудоустроить всех студентов. Это касается только первого выпуска, или в дальнейшем тоже будете трудоустраивать своих выпускников?

Нам всегда нужны специалисты, и мы сейчас даже уже трудоустраиваем людей. У нас в организации работает около 50-ти человек: кто-то играет, кто-то менеджер, кто-то SMMщик. Конечно, мы надеемся на постоянное трудоустройство. Я слежу за вакансиями, которые нужны в киберспорте. Там нужны специалисты любого ранга.  

Сколько предполагается выпускников после первого выпуска?

Нам достаточно буквально 10 человек, чтобы стартовать. Нам важно, чтобы люди научились и получили квалификацию. Но мы не можем рассчитывать на 100-200 человек в самом начале. Это нереально в нашей стране.

А как происходил отбор преподавателей на этот курс?

У нас всего будет 16 дисциплин внутри магистратуры. Выходит, нам нужно минимум 16 специалистов. Минимум, потому что будет еще практика. Всего нужно больше 30-ти преподавателей. Часть дисциплин закрывает ИнФиз своими педагогами. Часть специалистов даем мы. И мы все еще продолжаем поиск.

Сколько разрабатывалась программа преподавания?

Мы начали работать над ней около года назад. Сама программа сейчас будет утверждаться с Министерством образования Украины.

Планируется ли программа обмена с иностранными университетами?

Очень хочется это видеть уже в ближайшее время. В первую очередь мы начнем с Кёльна. У нас есть хорошие отношения с разными киберспортивными академиями в разных странах (в Голландии, Германии). Надеюсь, что сразу в первый год обучения, во время практики, это все и получится реализовать. Я хочу, чтобы лучшие ребята по результатам семестра поехали и обменялись опытом.  

Сегодня, например, у футбольного клуба "Динамо Киев" есть своя киберфутбольная команда, которую они финансируют. Но, по сути, в Украине это — единичные случаи. Хотя в мире такая практика очень распространена. Почему так? Почему футбольные клубы в Украине не хотят развивать свои киберспортивные подразделения?

Тут очень глобальная проблема. Все понимают, что футбол в Украине смотрят не так, как за границей. Например, в Англии низшие лиги собирают столько зрителей, как у нас высшие. У нас только сейчас хорошо начали ходить на сборную, либо на дерби Динамо-Шахтер. У "Шахтера" хорошая медийка, они пробовали делать какие-то внутренние турниры. Но это далеко не зашло, потому что "Шахтер" пока не понимает ценности в этом. Для этого нужен бюджет.

Спонсорам до последнего времени сложно было понять, как работает сама система киберфутбола. Сейчас это понемногу налаживается. Когда мы начинали работать с футбольными клубами, они не понимали, как им это все можно монетизировать. А вкладываться в какую-то новую отрасль у нас спортивные организации не готовы.

О каких суммах мы вообще говорим?

Например, зарплата двум-трем игрокам суммарно на пару тысяч долларов. Плюс сделать техническое обеспечение. Еще стоит выделить деньги на маркетинг. Порядка $500 на раскрутку в социальных сетях более чем достаточно.

Насколько в киберфутболе важен реальный спортивный опыт?

Это вопрос индивидуальный. Но, мне кажется, что спортивный бэкграунд желателен во всех видах киберспорта. К примеру, если у человека лишних 30 кг, то ему тяжелее будет даже высидеть за игрой — он начнет потеть, отвлекаться. Физическое состояние организма очень сильно влияет на игровой процесс. Поэтому очень важно заниматься спортом. Если быть хоть как-то связанным со спортом, то у тебя будет больше шансов сделать успешную карьеру и в киберспорте.

Вы говорили, что не все футбольные клубы видят ценность в развитии киберфутбола. Можете объяснить, зачем все-таки спортивным клубам развивать киберспорт?

Во-первых, ценность в том, что аудитория приходит. Проблема многих футбольных клубов в том, что у них нет лояльности. Киберфутбол — это зрелищность. Затраты небольшие. А за счет новых болельщиков будет расширяться аудитория. Следовательно, спонсоры будут готовы больше платить.

Когда киберспорт станет частью Олимпийских игр?  

Тенденция есть однозначно. Очень легко спортивные симуляторы ложатся в концепцию Олимпиады. Мы надеемся, что в ближайшее время это будет реализовано. Во всяком случае, ФИФА уже проводит турниры по киберфутболу.

Сегодня звучало предположение, что в скором будущем просмотры киберспорта опередят по просмотру обычный спорт. Правда ли это?

Эта фраза уже лет 5 звучит на всяких конференциях. Нет. Реальный спорт никуда не денется. Определенные виды спорта — да. Но, например, футбол, баскетбол не обгонит. Спорт, который создавался столетиями и достиг уровня шоу — он не может в одночасье закончиться.

Мы можем взять пример самого популярного стрима в истории: когда стример Ninja играл с рэпером Drake в Fortnite — там около 40 млн просмотров суммарно было. Но это только за счет хайпа.

Беседовал Артур Заенц