НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Арабские бизнесмены судятся с ДУСей на 50 миллионов гривен

Авиакомпания из ОАЭ South Airlines подала в суд на Госуправление делами (более известное как ДУСя).
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Арабские бизнесмены требуют от украинских властей компенсировать им около 50 млн. грн. ($6 млн.) убытков. Ущерб иностранцы понесли из-за несвоевременной поставки самолетов, которые ДУСя продала, когда ее руководителем был опальный Игорь Бакай.

Как удалось выяснить «ДЕЛУ», история конфликта берет свое начало еще в 2004 году. В рамках масштабной распродажи госимущества, которую проводила ДУСя накануне «оранжевой» революции, были проданы и два самолета Ил-76МД из авиапарка высших должностных лиц страны. В отличие от продажи других объектов — ряда гостиниц и крымских здравниц — эта сделка прошла без скандалов и широкой огласки. О продаже авиалайнеров стало известно лишь сейчас, когда покупатель — авиакомпания из ОАЭ South Airlines — подал в суд на ДУСю.

Как стало известно «ДЕЛУ», Государственное управление делами под руководством тогдашнего главы ведомства Игоря Бакая летом 2004 года дало разрешение на продажу авиакомпании South Airlines двух военно-транспортных самолетов Ил-76МД и двигателей к ним. Лайнеры в то время находились на балансе Госавиапредприятия «Украина» (входит в структуры Госуправления делами).

Долго продавали

Согласно судебным документам, текстом которых располагает «ДЕЛО», деньги за самолеты были перечислены в госбюджет в 2004 году (сумма не указывается), однако сами самолеты арабской авиакомпании переданы не были. В конце февраля 2005 года, когда в Украине поменялась власть (в том числе и руководство Госуправления делами), South Airlines направило письмо продавцу с требованием передать два борта в течение 10 дней. Тогда ДУСя пояснила задержку тем, что предыдущее руководство ведомства не провело отчуждения товара. В частности не было получено разрешение Госслужбы экспортного контроля.

В январе 2005 года Кабмин принял постановление, которым наложил временный запрет на выполнение ранее принятых решений о приватизации, в том числе и по объектам, которые находятся в собственности авиакомпании «Украина». Это стало дополнительным аргументом для нового руководства Госуправления делами. Тогдашний новый руководитель ДУСи Игорь Тарасюк выдал распоряжение о запрете отчуждения самолетов. А летом 2005 года Генеральная прокуратура начала проверку соответствия стоимости самолетов рыночным ценам. Проверка длилась год и не принесла результатов.

После этого Фонд госимущества принял решение завершить сделку, и летом 2006 года самолеты были переданы арабской компании.

В настоящее время авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов South Airlines уже прошла три судебные инстанции, требуя возместить ущерб в размере $5,9 млн., который она понесла из-за упущенного времени — c 2005-го по 2006 год. Последнее решение, которое принял Высший хозяйственный суд в конце июня, как и решения предыдущих инстанций, оказалось не в пользу иностранной компании.

Цена — секрет

Мотивы для продажи указанных лайнеров понять сложно. Согласно заводским номерам двух проданных самолетов Ил-76МД (также указаны в судебных документах), лайнеры поднялись в воздух в 1984-м и 1986 году соответственно. То есть на момент заключения контракта срок их эксплуатации не превышал 20 лет.

По словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, самолет Ил-76МД есть в авиапарке президента России. Правда, эксперт уточнил, что самолет используется для транспортировки автомобилей главы российского государства во время зарубежных визитов. «Этот самолет не предназначен для перевозки пассажиров с высоким уровнем комфорта, поскольку разрабатывался в первую очередь для военных целей — для переброски десанта и транспортировки грузов», — отмечает Кава. В Украине, уточняет эксперт, автомобили президентов в самолетах не возят — слишком дорого.

Размер суммы, которую заработало Госуправление делами на продаже самолетов, оценить сложно. По словам Кавы, стоимость сильно зависит от налета, количества взлетов-посадок и ряда других параметров. Если отталкиваться только от срока эксплуатации самолетов, то стоимость каждого из них можно оценить не менее чем в $800 тыс. Именно за такую сумму компания «Укрспецоборонпостач» предлагает сейчас своим потенциальным покупателям аналогичный самолет Ил-76МД 1985 года выпуска.