Авиаперевозчики не боятся вулкана

Авиаперевозчики, которые несут убытки из-за запрета полетов, настаивают на полном открытии воздушного пространства над Европой

представители сразу нескольких международных ассоциаций, представляющих интересы авиакомпаний, заявили о том, что сегодня нет достаточных причин, для того чтобы закрывать европейское воздушное пространство из-за извержения вулкана в Исландии.

«Необходимо принимать решения, основываясь на реальной ситуации, а не на теоретических умозаключениях», — отметил Джованни Бизиньяни, глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Он отметил, что убытки отрасли в связи с простоями, вызванными извержением вулкана, станут даже более значительными, чем после 11 сентября 2001 года, когда из-за терактов США также отменили перелеты. По данным IATA, сегодня перевозчики ежедневно теряют из-за простоя $250 млн.

Такой же позиции придерживаются в двух других организациях — Европейском отделении международного совета аэропортов (ACI Europe) и Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA, объединяет 36 крупнейших авиаперевозчиков Европы). «Извержение исландского вулкана не является беспрецедентным событием, и меры, принимаемые в других странах мира в случае извержения вулканов, не требуют ограничений, которые были введены в Европе», — отмечается в совместном сообщении организаций.

Тестовые полеты

Напомним, что большинство европейских стран заявили о закрытии воздушного пространства, после того как в прошлую среду началось извержение вулкана в Исландии, вследствие чего над Европой образовалось облако из вулканических выбросов. По данным организации Eurocontrol, которая координирует действия авиадиспетчеров в 38 странах, вчера в Европе было совершено лишь треть авиарейсов от запланированных.

Однако сами перевозчики настаивают на полном открытии воздушного пространства над Европой. Свою позицию они аргументируют тем, что  их компании выполнили пробные рейсы и на личном опыте убедились, что опасности нет.

В частности о тестовом полете в воздушном пространстве Нидерландов сообщила KLM. Представители компании утверждают, что полет прошел успешно. «На первый взгляд, нет причин для беспокойства. Мы не наблюдали нарушения норм ни во время полета, ни во время обследования на земле», — заявил Питер Хартман, президент KLM. Он также отметил, что компания надеется в ближайшее время получить разрешение на полеты.

Поднимались в тестовом режиме в воздух и самолеты British Airways, Lufthansa, Air Berlin и Air France, представители которых также сообщили об успешности своих полетов. «Никакой пыли в двигателях или повреждений в топливных отсеках. Ни у наших самолетов, ни у лайнеров других авиакомпаний. Политические деятели должны наконец принять эти данные во внимание», — отметил Клаус Вальтер, представитель компании Lufthansa.

Перестраховка от «феномена»

Тем не менее как представители ведомств, отвечающих за перелеты, так и многие эксперты, в том числе украинские, не считают решение европейских стран закрыть воздушное пространство поспешным. В частности, по словам Брайана Флинна, одного из руководителей Eurocontrol, авиационные власти имеют дело с «неизведанным феноменом», поэтому их реакцию нельзя считать чрезмерно осторожной. «Учитывая главную цель — защиту авиапассажиров, необходимо было принять эти исключительные меры», — уверен Флинн.

Отечественные эксперты также считают, что закрытие воздушного пространства Украины было вполне адекватным. «Украинские ведомства каждые три часа получают информацию о метеорологических условиях. И на основании этих данных принимаются решения относительно работы аэропортов. Насколько я знаю, именно руководствуясь данными у метеоусловиях, принималось решение о закрытии воздушного пространства Украины. Позже ситуация была проанализирована более детально, что дало основания возобновить работу аэропортов», — пояснил экс-глава Госавиаадминистрации Александр Давыдов.  

Эксперты затрудняются сказать, как ситуация с работой аэропортов будет развиваться в ближайшее время. «Предсказать дальнейшее развитие событий сегодня никто не может. Работа аэропортов, в том числе и украинских, будет зависеть от активности вулкана и воздушных потоков, которые перемещают вулканические выбросы», — поясняет Александр Кава, директор Центра экономического и политического анализа.

О нестандартности ситуации, которая сложилась в результате извержения исландского вулкана, говорят и на двигателестроительном предприятии «Мотор Сич». Как пояснил главный конструктор компании Сергей Шанькин в интервью агентству «Интерфакс-Украина», на сегодня практический опыт эксплуатации авиационных судов в условиях засорения авиапространства вулканической пылью минимален. «Основой могут служить единичные исследования после авиаперелетов в зонах засорения вулканической пылью на Камчатке», — сказал он. Тем не менее Шанькин отметил, что вероятность засорения двигателя вулканической пылью есть. Однако это происходит не сразу после первого полета, а спустя 50-100 часов эксплуатации в соответствующих условиях.

Вулкан Эйяфьядлайокудль, извержение которого началось14 апреля, находится в 200 км к востоку от столицы Исландии Рейкьявика. Вулкан выбросил в атмосферу облако пепла. Это привело к закрытию воздушного пространства над большинством стран Европы. По состоянию на понедельник, согласно данным Евроконтроля, гражданские самолеты не обслуживаются на большей части воздушного пространства Европы, включая Бельгию, Чехию, Данию, Эстонию, Финляндию, часть Франции, Германию, Венгрию, Ирландию, Голландию, север Италии, Польшу, Румынию, Словению, Швейцарию, часть Украины и Великобритании.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Вулкан спровоцировал примерно такой же ажиотаж, как с эпидемией «свиного» гриппа


Александр МАЛЫШЕВ

кандидат геолого-минералогических наук

Вулкан Эйяфьядлайокудль в Исландии известен специалистам. Но он находится под ледником и не очень основательно изучен. В Исландии на самом деле много подледных вулканов и происходит много подледных извержений. Но говорить о потенциале вулкана Эйяфьядлайокудль затруднительно. Особой опасности раньше он не представлял. На мой взгляд, здесь имеет место чрезмерный ажиотаж, примерно такой же, какой был с эпидемией «свиного» гриппа.

Все имевшие место перед этим прецеденты, связанные с катастрофами в авиации, были, когда самолет входил в сконцентрированную пепловую тучу. И за счет этого происходил отказ двигателей. А сейчас вся Европа шарахается, грубо говоря, от тончайшей пыли. Точно такой же слой могут поднять пыльные бури, которые прошли недавно в Китае. В связи с ними почему-то никакого ажиотажа не было.

Сейчас ажиотаж разыгрался больше из-за того, что отсутствуют показатели уровня пепла, предельно допустимые в атмосфере. Если извержение затянется, пепел может «болтаться» в атмосфере до нескольких лет. Если так и будет, то Европа привыкнет летать, проверяя почаще двигатели и при необходимости делая профилактику.

Повторюсь, извержения идут практически постоянно. Везде. Есть так называемые вулканы-маяки, которые извергаются практически без остановки. В Латинской Америке есть вулкан, который делает выбросы прямо на берегу Атлантического океана. Но каких-то сведений о том, что люди гибнут и происходит катастрофа, нет.

Также наблюдают за вулканами в Японии, на Камчатке, Курилах. Там контролируют пепловые облака, отводят их. При этом в атмосфере всегда остается тонкий малоконцентрированный пепел, какой исходит сейчас со стороны Эйяфьядлайокудль.


По материалам «Накануне.ру»