Безграмотные — те, кто не умеет разучиваться и переучиваться. Интервью с Игорем Новиковым

Безграмотные — те, кто не умеет разучиваться и переучиваться. Интервью с Игорем Новиковым
Руководитель SingularityU Kyiv Chapter, член оргкомитета iForum-2019 о том, почему важно менять менталитет, и о будущем украинского бизнеса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Игорь Новиков — футуролог, эксперт в области пересечения технологий, поведенческой науки и экономики, руководитель SingularityU Kyiv Chapter. В разговоре с изданием Delo.ua он поделился своим видением будущей визитной карточки Украины, рассказал, что нужно делать, чтобы у нас появилась культура предпринимательства, и что нужно делать, чтобы талантливая молодежь не уезжала из страны.

В одном из интервью вы утверждали, что сегодня в Украине не состоялась культура предпринимательства. Как считаете, смогут ли украинские миллениалы в будущем эту ситуацию изменить? Смогут ли они привнести что-то новое в предпринимательство?

Да, с культурой предпринимательства в Украине огромная беда. Причем беда довольно объяснимая. Потому что, нравится нам это или нет, наша страна в ее нынешнем виде появилась на обломках Советского Союза, в котором реальность диктовала совсем другие правила в экономике и политике. То, что строилось, и то, что закладывалось в нас, представляет собой такой страшный гибрид клептократии, недо-социализма и неофеодализма. Как это менять?

Я думаю, есть две основные задачи:

Первая задача - это работа с мышлением. 80% работы, времени и задач занимает именно трансформация менталитета.

Вторая задача — это изменение правил игры. У нас есть слишком много игроков, которые, так или иначе, завязаны на государственным бюджете, где правит правило "отнимай и дели". Естественно, бороться с этим будет крайне тяжело, но жизненно необходимо. Потому что, нравится нам это или нет, но деньги в цивилизованном мире принято зарабатывать, созидая в конкурентной среде.

Также необходимо помнить, что старая система крайне заразна. И здесь не важно, миллениал ты или красный директор — коррупция передается воздушно-капельным путем.

Очень часто у нас талантливая молодежь хочет уехать на Запад. Потому что там круто, потому что там Маск и так далее. Что можно сделать, чтобы молодежь осталась в Украине и хотела здесь реализовывать свои цели?

На самом деле, люди едут не к Маску, люди едут отсюда. И скорее всего — зря, так как решение уехать построено на двух серьезных заблуждениях.

Первое, что там хорошо. Я бы рекомендовал до переезда пару раз туда съездить, попробовать поработать с Долиной (Кремниевой) до того, как тешить себя надеждой. Прекрасный пример — Голливуд. Лос-Анджелес не зря называют городом разбитой мечты. Туда из всех штатов съезжаются люди в надежде построить красивое будущее. А строят это красивое будущее единицы. Остальные — либо возвращаются назад, либо берут швабру в руки. Это здесь можно быть первым парнем на деревне, а там ты затеряешься в миллионном городе, где с тобой конкурирует де-факто весь мир.   

Второе. На самом деле, если сидеть и ничего не делать, то, конечно, у нас плохо. Да, здесь нет рынка. Да, у нас нет вменяемой покупательной способности, у нас нет культуры потребления, у нас не защищаются права. С другой стороны, как я всегда говорю, лучший способ предсказать будущее — это создать его самим. Мне кажется, если мы наладим коммуникации с молодежью (особенно в сфере инноваций), если мы создадим им здесь хотя бы песочницу, они очень быстро на своем опыте поймут, что в Украине лучше. Бизнес, который выживает здесь, выживет в любой точке земного шара. Но бизнес из любой точки земного шара вряд ли выживет здесь.

Насколько важно и нужно сегодня в создании/ведении своего бизнеса руководствоваться целями устойчивого развития? И насколько это распространено в Украине?

Я думаю, есть причина, почему этот термин стал использоваться реже, чем раньше. Потому что раньше это был один из подходов, один из взглядов на мир. Сейчас устойчивое развитие стало нормой. Есть такой показатель "Актуальность бизнеса" (half-life of business competency). Как он расшифровывается? Я что-то создал — я построил на этом  бизнес. Сколько мой продукт будет актуален до того момента, когда придется его радикально менять? Этот показатель еще в 80-х годах прошлого века варьировался в районе 15-17 лет. Сейчас этот показатель составляет 4 года. А в сфере IT — от полутора до двух лет. Мир начал меняться во всем. С такой скоростью, что любая модель, кроме модели устойчивого развития, в принципе, не имеет права на выживание. Поэтому, думаю, у этого термина светлое будущее.

В 20 веке бизнес в большинстве случаев сам создавал контекст. Сейчас бизнес, в том числе и крупный, возникает из не зависящего от него контекста. Меняется мир. И тот, кто первый реагирует на эти перемены, на какое-то время захватывает пальму первенства.  И если раньше достаточно было смотреть только на потребителя, то сейчас нужно смотреть на все. На контекст, на политические взгляды, на состояние технологий, состояние законодательства и так далее.

Барьеры на коммуникации упали. В новом мире условный бренд одежды или условный ресторан, или условная энергетическая компания пытаются получить не только деньги потребителя, но и долю его внимания, за которую идет настоящая борьба. Деньги не так ценны в современном мире, как внимание.

Можно ли спрогнозировать, каким будет бизнес в будущем? Станет ли он более социально ответственным или через какое-то время он снова вернется к своим истокам, когда во главу угла ставились прибыль и доход?

Это один из вариантов. Мне он кажется менее вероятным, чем вариант полной трансформации исходных правил игры. Я не уверен в том, что капитализм выдержит испытания  информацией. Я думаю, мы придем к абсолютно другой модели, подстроенной под новые правила игры. Я не уверен, что распределение благосостояния будет выглядеть так, как оно выглядит сейчас. Не уверен, что бизнес останется в той форме, в которой он есть на сегодняшний день. Единственное, что может вернуть нас к привычной цикличности — это условный глобальный конфликт или кризис неслыханных масштабов.

Швейцария славится шоколадом и сыром, Франция — тоже сыры и вино, Испания — колбаса. Что должно стать мировой визиткой Украины? И нужна ли нам своя визитная карточка?

Естественно, если мы хотим не только сохранить государство, но и сделать его узнаваемым для остальных. Примеры Франции, Испании, Швейцарии — а-ля  вино, сыр, шоколад — это все примеры из прошлого. Здесь нам необходимо смириться с тем, что такой яркой визитки у нас не случилось. Я бы привел здесь в пример Калифорнию. Потому что до технологического бума, который там начался, визиткой Калифорнии всегда были пляжи, вино и Голливуд. А сейчас для многих визитной карточкой стала Долина. Такого рода визитки строятся из успехов. Поэтому Украине не стоит переживать, а необходимо стремиться стать одной из топовых стран хоть в чем-то. Почему бы например не построить свой Charter City? Не стать узнаваемыми в инновациях?

То есть инновации это не тот поезд, который уехал, и на который Украина не успела запрыгнуть?

Украина не просто успела на этот поезд. Украина в этом технологическом поезде представлена — в каждом купе без исключения. Где-то стартапами, где-то патентами, где-то государством, где-то бизнесом. Я не считаю, что поезд ушел. По моему мнению, у нас, к примеру, есть огромное преимущество: мы любим эксперименты и перемены. Мало того, мы их любим настолько, что нам постоянно на месте не сидится. Мы можем все, если мы просто захотим. Это, как в сексе: почти все проблемы — они не в физиологии, они в психике. То же самое можно сказать и про инновации. Они не в технологиях. Они в менталитете. В вере в свои силы. Посмотрите на Китай, Южную Корею, на Арабские Эмираты. Они чем-то лучше нас, чем-то отличаются?

Постоянные скандалы с рекламными кампаниями, с которыми сталкиваются различные мировые бренды последние годы (Gillette, H&M, D&G, Pepsi, Burger King и пр.) — это свидетельство того, что наше общество стало более зрелым и ответственным? Или же это все просто примеры некачественного маркетинга?

Все поменял интернет. Мир изменился до неузнаваемости из-за того, что на сегодняшний день любой человек, имеющий доступ в сеть, получил возможность присутствовать в том информационном поле, в котором его исторически никогда не было. Мы утонули в информации. Перестали замечать смысл, заменив его эмоциями. Естественно, бизнес, пытаясь не отставать, не всегда попадает в точку и успевает за контекстом. Ведь отношение к острым вопросам — оно везде и всегда разное. И постоянно меняется.

Ну и проблему с кадрами никто не отменял. Система образования сегодня адаптируется под вызовы медленнее, чем появляются новые вызовы. Вся проблема в том, что мир уже другой, а профессионалов, которые разбираются в нем, еще не выпустили. Ведь сейчас учебники печатаются дольше, чем меняется все вокруг.

Как говорил Тоффлер: "Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться."   

Услышать больше от Игоря Новикова про будущее украинского бизнеса вы сможете на  iForum-2019 23 мая в Международном выставочном центре