Более 90% своих расходов авиакомпания платит в валюте. Сегодня мы это ощущаем как никогда — вице-президент МАУ

Как отразились постановления НБУ — введение ограничений на покупку валюты, а затем отмена этих ограничений — на деятельности авиакомпании, рассказал Сергей Фоменко, вице-президент авиакомпании МАУ по коммерции

Последние решения НБУ — сначала введение ограничений на покупку валюты, а затем отмена этих ограничений — мягко говоря, удивили компании, которые вынуждены систематически покупать валюту. Как это отразились на деятельности вашей авиакомпании ?

Однозначно негативно. МАУ генерирует различные объемы средств на разных рынках, в различных валютах, и поэтому любые ограничения на осуществление валютных операций являются для нас крайне болезненными и осложняют операционную деятельность. Мы вынуждены все время адаптироваться к нормативно-правовым актам, которые вводятся регулятором, и находить механизмы обеспечения бесперебойной работы авиакомпании в новых условиях. Но совершенно очевидно, что это требует от нас дополнительных финансовых, временных и человеческих затрат.

В чем основные "подводные камни" ограничений на покупку валюты для авиакомпаний?

Во-первых, запрет на покупку валюты в течение 5-ти дней, в том числе и по заявкам, поданным ранее, создавал для нас проблемы. У нас было несколько таких заявок — для оплаты счетов иностранных партнеров. Ситуация усугубляется еще и тем, что сроки многих текущих платежей иностранным контрагентам наступают в конце месяца. Во-вторых, был введен ряд ограничений для осуществления авансовых платежей. А это критично для МАУ, поскольку со многими зарубежными аэропортами мы работаем по предоплате. Например, с аэропортами в Казахстане, Узбекистане и РФ. В постановлении речь шла о том, что для проведения авансового платежа в иностранной валюте надо получить разрешение НБУ. При этом в течение 1 рабочего дня не разрешается подавать заявку на 2 и более платежей, которые планируется осуществить одному контрагенту через один банк. Срок осуществления подтвержденных авансовых платежей увеличивался до 4-х операционных дней с момента подачи заявки в НБУ. Очевидно, что все это осложняет нам жизнь, требует дополнительного согласования с зарубежными партнерами и, если они не проявят определенной гибкости, может привести к сбоям в работе.

Как можно бороться с зависимостью отрасли от валютных колебаний? Ведь эта проблема не нова и не раз уже поднималась перевозчиками.

На самом деле, это комплексная проблема. Начнем с того, что более 90% своих расходов авиакомпания платит в валюте. Это расходы на лизинг и содержание парка самолетов, на обслуживание в аэропортах, аэронавигационное обеспечение, топливо.

Согласно положениям IATA, тарификация в Украине происходит в долларах США. Изменить валюту тарификации может только тарифная конференция IATA, и за это изменение должны проголосовать все авиакомпании — члены IATA, заинтересованные в рынке Украины. Не может одна авиакомпания МАУ заявить: а давайте тарификация будет в гривне. А поскольку среди украинских авиакомпаний в тарифных конференциях IATA принимаем участие только мы (остальные либо вообще не знают, что это такое, либо никогда не работали с тарифами IATA), то я думаю, что мы там будем в категорическом меньшинстве. Перед иностранными перевозчиками такая проблема не стоит: им не приходится пересматривать тарифы на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе, в зависимости от того, сколько стоит гривна по отношению к их домашней валюте. Это одна часть проблемы.

Вторая часть проблемы — отсутствие гривневой составляющей даже у наших отечественных поставщиков. Иными словами, ни один поставщик не поставляет МАУ ничего в гривне. Да, платим мы в гривнах, но в привязке к доллару, либо в евро. И постоянные наши просьбы к Мивнистерству транспорта Украины о пересмотре этой схемы для товаров и услуг, произведенных в Украине (например, аэропортовое обслуживание, пролет территории Украины), и возможности оплачивать их в прогнозируемых ценах в гривне, остаются без ответа. Если нужно платить 100 тыс. грн, мы заложим эту сумму в расходную составляющую и будем планировать. Но если сегодня это 100 тыс. грн, завтра — 110 тыс., послезавтра 120, а потом 160 тыс. — как прикажете с этим работать?

При этом мы как резидент Украины обязаны продавать свои услуги в гривнях. Сложно ли нам покупать валюту, легко ли — никого не интересует. Билеты в валюте в Украине продавать запрещено, а валюту от продажи билетов в других странах, мы обязаны продавать, это требование НБУ остается в силе. Ни одна авиакомпания в мире не сталкивается с такими проблемами и такими затратами.

Недавно авиакомпания объявила о "заморозке" цен в гривне на ряд направлений. Что это за предложение?

Это краткосрочная экспериментальная акция, действующая в течение 3-х недель. Билеты по "замороженной" цене на 24 направления– в Европе и странах СНГ. Приобрести их можно до 8 марта, а совершить перелет — до 30 июня. Результаты, которые мы получили по итогам первых дней, выглядят достаточно впечатляюще.

Чем определялся выбор именно временного интервала акции "замороженных" в гривне цен?

Во-первых, традиционно непопулярное для нашей страны время полетов. Во-вторых, безумный скачок валютного курса.

Что еще делает авиакомпания, чтобы как-то стимулировать спрос в условиях кризиса?

Во-первых, стараемся объяснять выгоды бронировать билеты заранее, как это уже давно делают европейцы. Для этого МАУ ввела специальные smart-тарифы, позволяющие получит скидку до 50% при покупке билета за несколько месяцев. Думаю, что те пассажиры, которые оплатили свою поездку заранее на грядущие майские праздники по курсу 16 гривен прошлого года, сейчас очень собой довольны, так как получили двойную скидку: и в долларах США, и в гривнах из-за скачка курса.

Во-вторых, индивидуальные предложения для каждого пассажира. Начали мы с того, что решили поэкспериментировать и предложить пассажирам, зарегистрированным в базе контактов МАУ, персональную скидку ко Дню рождения. Эта идея понравилось всем — и нам, и пассажирам. Мы пошли дальше и стали делать предложения, исходя из истории перелетов тех или иных пассажиров. Например, видя, что пассажир постоянно летает во Франкфурт, стали предлагать ему индивидуальную скидку на этом маршруте. Затем решили систематизировать такие эксперименты и разработали программу "Персональное предложение". Чтобы получить такое предложение, пассажиру надо зарегистрироваться в базе МАУ, просто позвонив в контактный центр, или заполнив анкету в кассе. Сообщить о себе как можно больше информации: памятные даты, хобби, приоритетные направления, информация о семье, о домашних любимцах. Все эти данные заносятся в CRM — систему, позволяющую сохранять и обрабатывать самую разноплановую информацию о пассажирах. И, опираясь на эти данные, мы можем подготовить для пассажира персональное предложение, интересное именно для него. Предложить хорошую скидку на перелет накануне юбилея свадьбы. Или отправить на футбольный матч по специальному тарифу.

То есть речь идет и о скидках под определенные события? Спортивные, например.

Да, мы разработали "План путешествий" (Trip Planner) — календарь интересных событий, происходящих в разных странах. Собрали информацию о фестивалях, карнавалах, концертах, матчах и, отобрали мероприятия, потенциально интересные нашим пассажирам. Увлекаешься автомобилями — получишь скидку на перелет в Женеву на автосалон, любишь музыку — на джазовый фестиваль и т.д. В данный момент наши специалисты из IT-отдела разрабатывают специальный online-инструмент, который позволит нам формировать такие предложения для разных рынков.

Понятно, что в сегодняшней ситуации о планах говорить сложно, но что все-таки планирует МАУ на летний сезон? Будут ли открыты какие-то новые направления?

Прежде всего, это новый дальнемагистральный рейс Киев — Пекин. Начало полетов с 29 апреля. Видим, что интерес к этому направлению очень большой. Также начнем выполнять рейсы из Киева в Рига и Минск. Эти рейсы уже тоже заведены в расписание — с 29 марта и 14 апреля соответственно. Традиционно в летнюю навигацию возобновляем сезонные рейсы из Киева в Мадрид, Ниццу, Лиссабон и Батуми. Также увеличиваем количество рейсов между Киевом и Парижем, Амстердамом, Лондоном.

Будет существенно расширена программа полетов из регионов Украины. Открываем рейсы из Львова в Рим, Мадрид, Болонью, Тель Авив. Из Харькова в Тель Авив и Батуми. Из Одессы мы начнем летать в Вильнюс и Петербург, свяжем прямым рейсом Одессу и Львов.

А что готовится в рамках чартерной программы?

Совместно с туристическими операторами будем выполнять рейсы в Египет, Турцию, Болгарию и Черногорию. На традиционных туристических направлениях — Дубай, Барселона, Лиссабон, Ницца, Ларнака, Афины, Бангкок МАУ выполняет регулярные рейсы, и мы уже подготовили с туристическими операторами "туристические пакеты".