Борьба за лидерство

Украинские ритейлеры выросли настолько, что не все управленцы справляются с непривычно разросшимся бизнесом — в прошлом году в значительной части крупных сетей поменялись руководители. В выигрыше те, кто определился со стратегией еще в 2009-2010 годах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Розничная торговля оставалась практически единственным сектором экономики, который на протяжении 2012 года демонстрировал устойчивый двузначный темп роста. По итогам года оборот розницы достиг $100,7 млрд. (804 млрд. грн.), что соответствует росту на 15,9%.

"Сектор показал такой высокий темп роста впервые с 2009 года. Основные способствующие факторы — быстрое увеличение зарплат и социальных выплат в преддверии парламентских выборов (и как следствие — рост платежеспособности населения), рекордно низкая инфляция и высокие девальвационные ожидания", — объясняет Ольга Буренко, старший советник инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital.

При этом уровень консолидации украинского рынка продуктового ритейла все еще сравнительно невысок: доля топ-5 ритейлеров Украины, по оценкам Dragon Capital, едва превысила 25%, а топ-10 составляет около 33%. Для сравнения: в странах Западной Европы последний показатель зашкаливает за 60%. Однако усилия ритейлеров по расширению сетей вплотную приблизили рынок к "лавинообразному" изменению. Эксперты ожидают, что в ближайшие два-три года доля десяти крупнейших ритейлеров превысит 50% всей торговли продовольственными товарами — при этом более 40% оборота будет контролировать пятерка лидеров.

Смена лидера

Крупнейшие сети уже объединяют по 400-600 магазинов различных форматов — общая площадь торговых залов каждого формата составляет по 40-50 футбольных полей, выручка превышает 20 млрд. грн.

Показатели большинства сетей второго эшелона, входящих в топ-10, меньше в несколько раз. Но практически все ритейлеры из первой десятки увеличивают выручку и торговые площади на 15-30% в год.

Наиболее успешной по всем показателям эксперты называют сеть дискаунтеров "АТБ-маркет". В прошлом году количество магазинов АТБ выросло на 156, до 686, а выручка увеличилась с 18 млрд. до 26 млрд. грн. Таким образом, компания обогнала основного конкурента — Fozzy Group (супермаркеты "Сільпо", дискаунтеры "Фора", гипермаркеты Fozzy Cash & Carry и элитные магазины продуктов LeSilpo). Немаловажным достижением владельцев сети "АТБ-маркет" является и стремящаяся к нулю кредитная нагрузка.

Секрет успеха компании "АТБ-маркет" — четкое следование стратегии, принятой еще в 2003-2004 годах. Именно тогда собственники сети переформатировали все магазины под дискаунтеры — ровно по 3,5 тыс. товарных позиций в каждом. Менеджмент АТБ не скрывает, что образцом для подражания стал немецкий дискаунтер Lidl. С тех пор руководство компании не менялось, наемные топы четко и качественно внедряют в жизнь указания собственников: Геннадия Буткевича, Виктора Карачуна и Евгения Ермакова. И если до кризиса работа в формате дискаунтера (наценка до 20%, открытие магазинов в регионах с низкой конкуренцией) позволяла развиваться наравне со всеми, то в 2008-2010 годах дискаунтеры получили конкурентное преимущество. Пока большинство ритейлеров сокращали количество магазинов и вели затяжные переговоры с кредиторами, АТБ открыла более 200 магазинов.

"Наиболее активно в 2012 году на рынке продуктового ритейла развивались сегменты дискаунтеров и "магазинов у дома". Некоторые сети открыли свои первые магазины в этом формате", — подтверждает тенденцию директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. Это направление у большинства операторов, долгие годы нацеленных на открытие супер— и гипермаркетов, оказалось "слабым" — именно здесь компаниям пришлось поменять или усилить топ-состав.

Смотрите, кто пришел

В сентябре 2012 года сеть "Фора" (Fozzy Group) возглавил Олег Струков. До этого топ-менеджер руководил ООО "Фора-Схид" (Харьков). Одной из причин его назначения может быть желание владельцев Fozzy Group ускорить развитие сети дискаунтеров, количество которых выросло заметно меньше, чем у основного конкурента. Во всяком случае, этот формат Fozzy Group успешнее всего развивала именно на востоке.

Усилил команду и третий крупнейший ритейлер — в октябре 2012 года компания "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" объявила о назначении на должность директора по финансовым и административным вопросам Венкаты Раманы Валивети. Одновременно дирекцию по продажам возглавил Майкл Линандер. Управленцы (уже традиционно) выросли в самой компании. При этом о ротации кадров между отделениями речь не идет — Валивети ранее возглавлял отдел финансового контроля "МЕТРО Кэш энд Керри Россия", Линандер получил место после прохождения программы подготовки на должность директора по продажам в METRO GROUP.

Холдинг "Ритейл Групп" (сеть "Велика Кишеня") запустил в прошлом году новый для себя формат торговли "магазин у дома" ВК "Експрес" — компания, хоть и с опозданием, но среагировала на рыночные тенденции и увеличила количество торговых форматов. Тогда же была расширена команда топ-менеджеров. Подробности в компании не афишируют. "В 2012-м мы расширили команду топов. Связано это прежде всего с развитием компании как мультиформатной розницы", — заявила HR-директор "Ритейл Групп" Виктория Задиора.

Сеть "Фуршет" в 2011-2012 годах увеличилась всего на несколько супермаркетов, а форматы "дискаунтер" и "магазин у дома" по-прежнему игнорируются. Но предпосылки для перемен есть. Весной 2012 года на должность председателя правления и генерального директора был назначен Евгений Кулинич, имеющий опыт работы в аптечной и парфюмерно-косметической рознице. Тогда эксперты предполагали, что назначение наверняка связано со сменой стратегии развития сети. Прошел год, но видимых изменений не наблюдается. Тем не менее вероятность появления новых форматов есть и тут. Если же изменений не будет, в этом году "Фуршет" может покинуть топ-5. На его место претендуют "Ритейл Групп", "Ашан" и "ЭКО-маркет". О последних двух следует сказать подробнее.

В 2012 году в результате сделки по приобретению немецкой Real французская сеть увеличила торговые площади в Украине приблизительно на 17 тыс. кв. м — до 102 тыс. "квадратов". По оценкам Игоря Гугли, генерального директора исследовательской компании GT Partners Ukraine, суммарный оборот объединенной компании в 2013 году может достичь 6,7 млрд. грн. Плюс у французов довольно серьезные планы по расширению сети в Украине. По словам генерального директора "Ашан Украина" Жерара Галле, компания планирует развиваться в Украине со скоростью "два гипермаркета в год". Под строительство гипермаркетов и торговых центров в конце 2012 года украинский Auchan анонсировал планы по привлечению кредита от Международной финансовой корпорации размером $75 млн. "Экспансия Auchan, вероятно, на этом не закончится — группу могут заинтересовать небольшие региональные сети", — прогнозирует Александр Соколов.

"ЭКО-маркет" в прошлом году открыл 20 новых супермаркетов, улучшил концепцию существующих и увеличил выручку на 24,5% — до 3,75 млрд. грн. На этом фоне смена генерального директора сети могла бы показаться излишней: должность гендиректора супермаркетов "ЭКО-маркет" в конце 2012 года занял Александр Ференец, до этого возглавлявший департамент безопасности ООО "Баядера Холдинг". Но бывший топ-менеджер Виктор Повница стал президентом ООО "ЭКО". Ключевые решения по развитию "ЭКО-маркета" по-прежнему за Свято­славом Нечитайло. Кстати, по словам Александра Ференеца, в 2013 году будет открыто примерно 25 новых магазинов, а концепция "экономных супермаркетов" продолжит свое развитие.

Трое из ларца

Украинцы уже несколько лет экономят на покупке электроники и бытовой техники — после падения продаж более чем на треть в 2009 году рынок так и не восстановился. "Конкуренция обострилась. Некоторые операторы были вынуждены покинуть рынок или перепрофилировать свою деятельность в направлении интернет-торговли, закрывая магазины. Так, в 2011 году традиционный рынок бытовой техники и электроники потерял двух крупных игроков — сети "Техноярмарок" и "МегаМакс", — комментирует Александр Соколов.

В 2012 году "Технополис" купил сеть бытовой техники и электроники "Эльдорадо". Таким образом, в Украине осталось всего три сети — примерно равных по товаро­обороту и занимающих в сетевом секторе 90%: "Фокстрот. Техника для дома", COMFY и "Технополис"/"Эльдорадо". На тройку лидеров приходится более 45% всей розничной торговли бытовой техникой и электроникой в стране.

Сложная ситуация на рынке заставляет владельцев бизнеса искать талантливых руководителей, зачастую привлекая их из других, пусть и смежных отраслей. С 19 марта 2012 года на должность исполнительного директора сети "Фокстрот" был назначен Юрий Пономаренко, проработавший в сети восемь лет, в том числе на различных руководящих должностях. Но спустя три месяца его сменил Вячеслав Поврозник, приглашенный с поста предправления корпорации "УкрАвто", где он отвечал за развитие дилерской сети. По словам Валерия Маковецкого, соучредителя группы компаний "Фокстрот", опыт нового топа из другой сферы ритейла должен помочь удерживать лидерские позиции на рынке. Весной прошлого года владелец "Технополиса" Виктор Полищук пригласил руководить сетью выходца из Comfy Сергея Цыбульского. Новый генеральный директор "Технополиса" поставленные задачи выполнил, в том числе поспособствовал поглощению "Эльдорадо". У объединенной компании есть все шансы стать №1 в Украине. У сети COMFY под руководством генерального директора Геннадия Вербиленко все хорошо вот уже несколько лет. В 2011 году компания увеличила выручку на 34%. В 2012-м рост несколько замедлился, однако на фоне падающего рынка прирост чистых продаж составил 5%.

Требуются стрессоустойчивые

В условиях развивающегося и высококонкурентного рынка все ритейлеры активно привлекают новые кадры на все уровни — от продавцов-консультантов до топ-менеджеров. "Особенно выражен недостаток кадров, готовых переходить из сегмента FMCG в ритейл, так как компании-ритейлеры хотят привлечь кадры с "противоположной стороны", чтобы наладить процессы внутри бизнеса и вывести его на новый уровень", — говорит Юлия Доценко, консультант кадрового холдинга АНКОР в Украине.

По словам эксперта, международные бизнесы предпочитают придерживаться более привычного формата взаимодействия и приглашают иностранных управленцев на ведущие позиции в компаниях. Неотъемлемыми требованиями к кандидатам являются знание английского языка для свободной коммуникации как с поставщиками, так и клиентами, сильные управленческие качества, системный подход в работе, "широта мысли", многофункциональность и гибкость. А вот в национальных сетях акцент делается на стрессоустойчивости, готовности к работе в динамично развивающейся среде.

Ритейл

1

Борис Марков, генеральный директор

АТБ-МАРКЕТ

2

Жако Булен, генеральный директор

МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА

3

Геннадий Вербиленко, генеральный директор

КОМФИ ТРЕЙД (COMFY)

4

Виктор Повница, президент, экс-генеральный директор

ЭКО-МАРКЕТ

5

Владимир Костельман, генеральный директор

FOZZY GROUP

6

Томаш Вроблевский, генеральный директор

WATSONS

7

Петр Михайлишин, генеральный директор

ЭПИЦЕНТР К

8

Вячеслав Поврозник, исполнительный директор

ФОКСТРОТ. ТЕХНИКА ДЛЯ ДОМА

9

Игорь Ланда, генеральный директор

NOVUS

10

Гийом Вантье, исполнительный директор

СУМАТРА-ЛТД (КОСМО)

11

Жерар Галле, генеральный директор

АШАН УКРАИНА, ГИПЕРМАРКЕТ

12

Владислав Бурда, президент

REDHEAD FAMILY CORPORATION ("АНТОШКА")

13

Руслан Шостак, генеральный директор

ООО "РУШ" ("ЕВА")

14

Дмитрий Кулик, генеральный директор

УКРАИНСКИЙ РИТЕЙЛ ("БРУСНИЧКА")

15

Евгений Кулинич, председатель правления, генеральный директор

ЧАО "ФУРШЕТ"

16

Антон Володькин, генеральный директор

MOBILE SYNERGY GROUP ("МОБИЛОЧКА")

17

Евгений Баранов, генеральный директор

НОВАЯ ЛИНИЯ

18

Владимир Вагоровский, председатель наблюдательного совета

АМСТОР

19

Виталий Карандо, генеральный директор

ТАВРИЯ-В

20

Сергей Войтенко, генеральный директор

АГРОМАТ

21

Александр Войтонь, директор

ПАККО ХОЛДИНГ "ВОПАК"

22

Игорь Душко, генеральный директор

ФУДМАРКЕТ ("ВЕЛИКА КИШЕНЯ")

23

Михаэль Трапп, генеральный директор

ПРАКТИКЕР УКРАИНА

24

Евгений Иваница, исполнительный директор

ЮСК-УКРАИНА

25

Алексей Клименко, генеральный директор

СПОРТМАСТЕР УКРАИНА

26

Ирина Берлач, генеральный директор

НАШ КРАЙ

27

Константин Лысенко, генеральный директор

АЛЛО

28

Владимир Минчук, генеральный директор

MERX

29

Николай Молокоедов, генеральный директор

ЭЛЬДОРАДО

30

Олег Долгозвяг, генеральный директор

ОЛДИ

31

Александр Свирский, генеральный директор

ЛИГА-НОВА ("КРІСЛА СТІЛЬЦІ СТОЛИ")

32

Людмила Севрюк, директор

БРОКАРД-УКРАИНА

33

Януш Зигмунд Строка, генеральный директор

БИЛЛА-УКРАИНА

34

Сергей Цибульский, генеральный директор

ТЕХНОПОЛИС

35

Сергей Логачев, директор

ООО ПКФ "ЛИА ЛТД" ("АБСОЛЮТ")

36

Михаил Весельский, председатель наблюдательного совета

ЕВРОТЭК ("ФРЕШ", "АРСЕН", "СОЮЗ", "КВАРТАЛ", "FRESH-МАРКЕТ")

37

Андрей Гладышев, и.о. генерального директора

КРАЇНА & КРАЙ

38

Богдан Козак, генеральный директор

ЛЬВОВХОЛОД ("РУКАВИЧКА")

39

Геерт Ян тен Хоонте, генеральный директор

ООО "РТЦ", ООО "ОМЕГА" (VARUS)

40

Антон Соколов, генеральный директор

АДИДАС-УКРАИНА

Основные характеристики торговых розничных сетей бытовой техники и электроники

Название

Количество торговых точек

Общая площадь,
тыс. кв. м

Охват Украины (кол-во населенных пунктов)

Объем реализации в 2011 г., млрд. грн.

"Фокстрот"

228

Более 200

102

7,2

"Эльдорадо"

85

Более 85

44

3,3

COMFY

79

Более 126

38

5,1

"Технополис"

63

Более 100

36

2,1

Топ-3 продуктовых ритейлера

Пока­за­тель

2011

2012

1

"АТБ"

"

18,05 млрд. грн.

26 млрд. грн.

B

530

686

2

Fozzy Group

"

21 млрд. грн.

B

358

403

3

METRO Cash & Carry

"

791 млн. евро

877 млн. евро

B

27 классических торговых центров (до 16 тыс. кв. м)
и 4 METRO базы
(до 2 тыс. кв. м)

29 + 4