Бремя пошлин: Падение авторынка может ускориться

Ввести дополнительный сбор на импортируемые автомобили сейчас — значить поставить на колени и без того дышащий на ладан авторынок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Правительство предлагает с 1 января 2015 года ввести дополнительный таможенный сбор практически на все импортные товары в размере 5-10%, включая автомобили. Соответствующие законопроекты — №1562 "О стабилизации платежного баланса Украины" и №1563 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины" — были поддержаны Верховной Радой 25 декабря в первом чтении.

Согласно тексту законопроектов, предпосылкой для введения дополнительного сбора в правительстве считают отрицательное сальдо внешнеторгового баланса страны вместе с катастрофическим уменьшением золотовалютного запаса, хотя, по данным Госкомстата, торговый баланс по итогам семи месяцев был положительным. Но с тех пор он, согласно пояснительной записке, значительно ухудшился, что и дает Украине право не нарушая норм ВТО ввести дополнительный сбор. При этом, напомним, Евросоюз в рамках Соглашения об ассоциации Украины и ЕС еще весной пообещал отменить львиную долю таможенных платежей на продукцию украинского происхождения.

Хорошая новость: налог на импорт хотят ввести временно, сроком на один год. Плохая: им будут обложены почти все поставляемые из-за рубежа товары вне зависимости от страны их происхождения. Для продовольственных товаров ставка налога составит 10%, для других товаров, среди которых и автомобили, — 5%. Исключение сделано лишь для стратегически важных позиций — нефти, угля и природного газа, бензина и дизтоплива, а также гуманитарной помощи, ядерного топлива для электростанций и электроэнергией.

Однако ввести дополнительный сбор на импортируемые автомобили сейчас — значит поставить на колени и без того дышащий на ладан авторынок. "Финансовая ситуация такова, что импортер уже не сможет частично компенсировать увеличение пошлины, и изменение полностью будет отображено в новой цене, — говорит Геннадий Четверухин, коммерческий директор "Хюндай Мотор Украина". — Дополнительная пошлина в паре с прогнозируемым на 2015 год курсом валют может свести рынок новых автомобилей к 55—60 тыс. По автомобилям Hyundai это может привести к пересмотру плана продаж на 8—10%. Особенно печальна данная ситуация для розничных точек продаж, которые инвестировали большие деньги в постройку и оформление автосалонов".

А вот у руководителя отдела маркетинга "Хонда Украина" Александр Подолянко другое мнение: "Величина сбора небольшая, но и она в условиях катастрофического перманентного падения рынка может полностью истощились ресурсы импортера и тогда эти 5% будут переложены в конечную цену автомобиля. Впрочем, в сегодняшних нестабильных условиях в Украине другие внешние факторы меняют рынок столь радикально, что оценка влияния дополнительного сбора вряд ли имеет смысл. Например, резкое изменение курса валюты оказывает гораздо более значимое влияние".

В любом случае, продажи после введения нового сбора неминуемо снизятся. В 2013 году парламент уже вводил дополнительную 13%-ную спецпошлину на импортные автомобили — тогда импорт практически остановился, а поступления в бюджет сократились до минимума. В результате пошлина была отменена через полгода.

Вот и теперь авторы нововведений хотят добиться взаимоисключающих результатов: "выровнять сальдо платежного баланса, в первую очередь за счет некоторого снижения объема импорта товаров" и "обеспечить сохранении поступлений в бюджет Украины от импорта (при определенном сокращении его объема)".