Бум украинской солнечной энергетики идет на спад

Двухлетний бум инвестиций в солнечную энергетику завершился. Крупнейшим игроком остается Activ Solar с 96% рынка. Остальных инвесторов будет сдерживать система защиты национального производителя
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Два последних года украинская солнечная энергетика развивалась бешеными темпами. Из страны, где действовали только небольшие частные электростанции мощностью 20-40 кВт, Украина превратилась в один из самых быстрорастущих рынков гелиоэнергетики в Европе.

В основном развитие обеспечивала австрийская Activ Solar (контроль над которой приписывают Андрею и Сергею Клюевым), за два года построившая 313 из 325 МВт всех солнечных мощностей Украины. Но места в гелиоэнергетике хватало всем. Например, к концу 2012-го один из крупнейших девелоперов — "Рентехно" — построил пять солнечных станций суммарной мощностью 6 МВт. Летом 2012 года "Энергоинвест" завершил строительство Слобода-Бушанской СЭС мощностью 1,8 МВт, а в октябре в селе Ясеновка заработала первая в Хмельницкой области солнечная электростанция мощностью 1 МВт, принадлежащая чешской Ekotechnik Praha.

Рынком интересовались многие. В Херсонской области землю под СЭС получили чешская ROLSTON Invest, французская BETEN International и еще ряд компаний. Израильская SunElectra должна была построить под Одессой электростанции общей мощностью 25-30 МВт, а в Винницкой области должна была появиться СЭС "Пороги" (4,5 МВт, "Ренджи Девелопмент"). Кроме того, строилось множество станций до 50 кВт. В этом году бурный рост солнечной энергетики прекратится.

Во-первых, для станций, построенных после 1 апреля этого года, "зеленый" тариф будет ниже на 20%. Во-вторых, получить его смогут только те компании, в солнечных модулях которых будет не менее 30% сырья, материалов и работ украинского происхождения. Соблюсти последнюю норму из-за дефицита отечественных панелей компаниям будет непросто.

Отягчающее условие

Норма о местной составляющей появилась в Законе "Об электроэнергетике" в январе 2012-го. Но ее целесообразность неоднократно пытались оспорить. По словам собеседников "Инвестгазеты", многие компании до последнего не верили в то, что она будет принята. И поэтому продолжали планировать строительство станций и искать под них участки.

Теперь компании, не успевшие ввести СЭС в эксплуатацию в 2012-м, заморозили проекты. Последний шанс для них — период с апреля по июль, на протяжении которого будут действовать нормы приемки прошлого года. Это — прощальный подарок электроэнергетике от Виктора Януковича, подписавшего соответствующие изменения в закон в конце прошлого года. "Изменения вступают в силу 1 апреля. Согласно им, 30%-ная местная составляющая должна быть в станциях, сданных после 1 июля. Соответственно, у компаний появляется "лазейка" в три месяца, за которые можно успеть сдать станцию и получить право на "зеленый" тариф, не беспокоясь о происхождении модулей", — объясняет управляющий партнер "Рентехно" Дмитрий Лукомский, по словам которого, его компания делает все, чтобы до конца первого полугодия достроить две станции общей мощностью 9,5 МВт.

Тем, кто не успеет, придется пересматривать инвестиционные планы. Михаил Форже, руководитель проектов солнечной энергетики Beten International, говорит, что компания сейчас переуступает корпоративные права на рассчитанный на французские панели проект станции, для строительства которой она получила в Херсонской области 106 га. И взамен готовит новый проект СЭС мощностью около 10 МВт, но уже с расчетом на украинскую составляющую.

Отечественное с наценкой

Многие компании воспринимают ситуацию с меньшим оптимизмом, чем Beten International — они вообще не знают, удастся ли соблюсти норму о национальной составляющей и не потерять право на "зеленый" тариф.

"До первого апреля я завершу строительство Гальжбиевской СЭС (1,4 МВт), начатое еще в 2011 году. Для нее не нужно соблюдать норму о местной составляющей. А потом возьму паузу", — говорит президент "Энергоинвеста" Владимир Житник.

"Норму (о 30%-ной местной составляющей. — Ред.) соблюсти сложно хотя бы потому, что украинские производители солнечных модулей пока не могут обеспечить потребность рынка", — объясняет глава Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины Виталий Давий.

Основной производитель панелей — киевский завод "Квазар". Его максимальная мощность — 20 МВт в год. "Быстро поставить необходимое количество панелей они просто не смогут", — считает Лукомский. Владимир Житник добавляет: панели "Квазара" стоят примерно один евро за ватт установленной мощности при средней стоимости по рынку до 0,7 евро за ватт. Другие строители СЭС говорят о еще большей разнице. "Когда я обращался к одному из производителей украинских солнечных панелей в прошлом году, мне назвали цену, на 30% превышающую среднюю по рынку (имеются в виду зарубежные аналоги. — Ред.). На прошлой неделе они были дороже уже в два с половиной раза", — объясняет один из собеседников "Инвестгазеты" панику, с которой инвесторы восприняли норму о местной составляющей.

Некоторые строители гелиостанций планируют соблюсти норму, закупая кремний на украинских заводах. "Мы будем покупать здесь пластины и поставлять их производителям солнечных батарей", — говорит Михаил Форже.

Крупнейший из украинских производителей кремния — Запорожский завод полупроводников, с 2008 года принадлежащий Activ Solar. Но игроки сомневаются, что он будет продавать кремний всем желающим. Гендиректор украинского представительства Activ Solar Михаил Черевко утверждает, что проблем с этим не будет. Если, конечно, компании будут платить ту цену, которая устроит производителя. "Основными потребителями являются компании из Китая, Украины и стран СНГ. Но мы ориентируемся на производство сверхчистого кремния, и как следствие — на более высокую его цену", — заявил он "Инвестгазете", отказавшись, тем не менее, назвать конкретную цену. Компания планирует использовать свой кремний для создания модулей для парков Activ Solar. Своего завода они строить пока не планируют, но говорят о поставках на зарубежные и украинские предприятия. По данным "Инвестгазеты", планировались поставки кремния и на "квазаровский" завод "Пиллар". Но стороны не сообщают, чем завершились переговоры. Сотрудничает ли крупнейший украинский производитель кремния с крупнейшим производителем батарей — неизвестно.

По словам Дмитрия Лукомского, сейчас компании пытаются понять, как рынок будет действовать дальше, не произойдет ли еще какое-то событие, полностью перекраивающее отрасль, как это сделали изменения в Закон "Об электроэнергетике". Хотя все опрошенные "Инвестгазетой" игроки говорят об интересе к гелиоэнергетике, но она постепенно перестает быть такой выгодной. Все сданные после 1 апреля станции будут продавать энергию в сеть не по 0,46 евро за ватт, а по 0,35-0,37. Для построенных после 1 января 2015 года цена будет еще ниже и продолжит падать. Связанные необходимостью покупать дорогие украинские солнечные модули и кремний, инвесторы уже не смогут рассчитывать на быструю окупаемость проектов, как сейчас. Кроме того, пока нет четкой схемы подсчета процента местной составляющей, лишиться "зеленого" тарифа рискует каждый игрок.

Исходя из всего этого, уже сейчас можно говорить о сворачивании инвестиций в украинскую гелиоэнергетику. И о том, что рынок по-прежнему будет отраслью одного игрока — Activ Solar, который хоть и не отказывается от дальнейших проектов на территории Украины, но, по словам Михаила Черевко, уже считает приоритетным рынком США. Другим крупным отечественным энергоинвесторам гелиоэнергетика мало интересна — например, ДТЭК Рината Ахметова выбрал для себя инвестиции в ветроэлектростанции. А крупных иностранных игроков будет удерживать от прихода все та же местная составляющая.