Цены на нефтепродукты в Украине достигли минимума с начала года

Несмотря на то, что нефть на мировых рынках пошла в рост, украинские НПЗ снизили цены на нефтепродукты

на нефть по-прежнему болезненно реагируют на сообщения о запасах сырья в США. Минус пару миллионов баррелей — и индексы тут же начинают карабкаться вверх. На минувшей неделе нефть снова пошла в рост, и уже к понедельнику 13 сентября эталонная Brent продавалась по $78,5 баррель.

Несмотря на мировой тренд, видимо, в преддверии дня нефтяника, украинские НПЗ решили порадовать своих покупателей, снизив цены на нефтепродукты. Вместе с тем крупные импортеры страны торговали сдержанно, придержав товар в ожидании роста цен. Результаты торгов на европейских площадках уже достигли уровня начала августа. Так, 13 сентября бензин А-95 в Средиземноморье котировался по $726 за тонну, а дизтопливо — по $679 за тонну.

Между тем, среди оптовиков разошлась новость о намерениях «Укртатнафты» запустить в конце сентября линейку бензинов Energy с моющей присадкой. Оптовики уверены, что когда новые нефтепродукты появятся на рынке, следует ожидать острой конкуренции за потребителя. «Главное — чтобы кременчужане вели лояльную ценовую политику и посматривали на стоимость импортных продуктов», — говорит полтавский оптовик.
Оптимально надежно на минувшей неделе, по словам оптовиков, сработал Шебелинский ГПЗ. Нефтепродукты дешевели, нареканий на отгрузки не было. Неизменной оставалась лишь стоимость бензина А-95. Так, за рабочую неделю А-76 подешевел на 100 грн. за тонну, А-92 —  100 грн. за тонну, дизтопливо — 150 грн. за тонну.

Средние цены по рынку к концу недели выглядели таким образом: А-76 — 7,93 тыс.  грн. за тонну, А-92 — 7,71 тыс. грн. за тонну, А-95 — 7,79 тыс. грн. за тонну, дизтопливо — 6,81 тыс. грн. за тонну. К концу недели, когда импортный ресурс оказался под замком у импортеров, отечественное топливо было востребовано как никогда. «На востоке — немного импортных нефтепродуктов из Беларуси и Литвы. Этим и пользуется Шебелинка, увеличивая продажи. В последний день недели было распродано много топлива, ведь слухи о повышении бытуют среди покупателей», — рассказал харьковский оптовик. Как следствие — цены на шебелинское топливо выросли в понедельник на 100 грн. за тонну.

Если динамика стоимости цистерных партий нефтепродуктов стала уже привычном делом, то движение на розничном рынке было для некоторых ритейлеров как снег на голову. Спокойствие сетевиков было прервано в ночь со среды на четверг, когда ценники на стелах ANP, «Авиаса», «Сентозы» и прочих АЗС, подконтрольных группе «Приват», поменялись в сторону уменьшения. Многие водители с радостью почувствовали утяжеление в кошельке за счет сэкономленных средств при заправке автомобиля дешевле на 20 коп. за литр на все виды топлива.

В итоге вслед за «Приватом» потянулись остальные, образуя вторую волну снижения с четверга на пятницу. Инициативу «приватовцев» поддержали все крупные операторы, снизив стоимость на свои нефтепродукты в аналогичных пределах — 20 коп. за литр. Исключением стали сети «ТНК» и Formula, которые скинули всего по 10 коп. за литр. По состоянию на пятницу, 10 сентября, не отреагировали на сложившуюся ситуацию Shell, «Татнефть» и донецкая «Параллель», которые оставили свои цены без изменений. «Всего за один день прокачки на АЗС цены упали существенно — на 20-25 коп. за литр.

Промедление со снижением цен может дорого стоить, поэтому приходится реагировать быстро. Будем надеяться, что дальнейшего снижения не будет, ведь тогда придется работать практически в ноль», — посетовал владелец небольшой сети АЗС. Как следствие — в понедельник-вторник вниз пошли все операторы.

Насколько долго продержатся низкие цены (последний раз такая стоимость в рознице на топливо была в январе 2010 года), судить сложно. Во-первых, учитывая повышательный тренд на европейском рынке в последние недели, мы вряд ли будем долго наблюдать на стеле напротив бензина  А-95 табличку 7,50 грн. за литр (у некоторых можно встретить и 7,25). Во-вторых, шаг «Привата» навстречу автомобилистам вполне объясним: реализация топлива на АЗС постепенно падает, а значит, нужно удержать покупателей. А самым распространенным способом сотрудничества, как ни крути, по-прежнему остается низкая цена. При этом одни показывают ее на стеле, другие запускают всевозможные программы лояльности, в которых скрыты дисконты в 10-15 (а иногда и 40, как у Shell) коп. за литр. Таким образом, сети вынужденно опускают цены, чтобы увеличить реализацию, не всегда  работая с прибылью.

Вместе с тем снижение цен всегда приветствуется автолюбителями. Водители, которые заправляли свои авто, невзирая на бренды, в пользу цен теперь могут выбирать из обширного перечня заправок, поэтому каждому ритейлеру своя доля «фанатов» обеспечена. 

Александр Сиренко, аналитик Upeco