Частный ресурс: какова роль бизнеса в украинской добыче природного газа

Украина обладает неплохим потенциалом развития традиционной газодобычи, который рассмотрел и частный бизнес. Что побуждает компании вкладывать десятки миллионов долларов в газодобычу?

В 2012 году собственная газодобыча обеспечила 37% потребностей в Украины в природном газе (она составила 20,18 млрд куб. м из 54,77 млрд куб. м, потребленного страной газа в 2012 году). Ведущим национальным игроком в этой сфере по-прежнему остается НАК "Нафтогаз Украины". Компания планирует увеличить добычу газа в ближайшие три года минимум на 3 млрд кубометров, таким образом, ежегодная газодобыча по стране может составить 24 млрд куб. м.

Но "в тени лидера" заметную активность проявляют и частные газодобытчики. Их совокупные показатели пока невелики — около 2 млрд кубометров газа по итогам 2012 года или 10% от общего объема газодобычи в Украине. По оценкам ИК Dragon Capital, в прошлом году денежный оборот в негосударственной сфере добычи природного газа в Украине составил $850 млн. В компаниях настроены в ближайшие два-три года увеличить свой "отраслевой вес" минимум вдвое.

Миллиардный ориентир

Внутренняя добыча природного газа — дело куда более прибыльное, чем его трейдинговая составляющая по импорту. "Даже держать в законсервированном состоянии газодобывающий бизнес с возможностью доведения до уровня хотя бы 300 млн куб. м в год выгоднее, чем просто импортировать топливо", — говорит директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар.

Пример — "ГеоАльянс" из группы EastOne Виктора Пинчука. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич называет эту компанию как одну из наиболее перспективных в секторе. "ГеоАльянс" имеет наибольшее количество разрешений на разработку лицензионных участков (около 15 — Ред.). За счет этого компания может увеличить добычу газа на своих активах как минимум втрое в ближайшие три года", — отмечает он. Но подчеркивает, что такое развитие добывающего бизнеса возможно только при вложениях на уровне $100-150 млн.

"Законсервированные перспективы", впрочем, ведущий тренд в этом секторе уже не задают. Для того же "ГеоАльянса" намечены достаточно внушительные добычные ориентиры. Как заявлял в сентябре Кирилл Рубинский, генеральный директор группы EastOne, в текущем году компания может выйти на добычу 250-300 млн куб. м, а в перспективе нескольких лет довести ее до 1 млрд куб. м.

Себестоимость и отпускные цены на ресурс превращают эту сферу в достаточно привлекательный бизнес. По оценкам отраслевых экспертов, себестоимость добычи 1 тыс. кубометров украинского газа на уже исследованных и взятых в разработку месторождениях составляет 800-1500 грн ($100-$188 по курсу НБУ). Добытый при таких затратах ресурс компании отпускают в общую систему за 3459 грн (около $433) за тыс. куб м. Этот тариф установлен Национальной комиссией по вопросам регулирования энергетики 1 июля 2013 года и пока не пересматривался.

Следовательно, даже при ежегодном объеме инвестиций в размере $50 млн в наращивание добычи, как это планируют, скажем, в Smart Energy Вадима Новинского, вложения окупятся довольно быстро. У Новинского утверждают — инвестиции в газодобывающий бизнес экономически оправданы при цене реализации газа в $300(2400 грн) за тыс. куб. м. Здесь рассчитывают к 2016 году увеличить добычу до 1 млрд. куб. м с менее 175 млн куб. м в 2012-м.

Владение добывающими газ активами играет важную роль для групп, контролирующих металлургические и энергетические предприятия. При среднегодовой стоимости импортного российского газа в $421 за тыс. куб. м, последующих надбавках для промпотребителей и плате за транспортировку, для некоторых меткомбинатов страны "голубое топливо" из РФ может стоить от $500 и выше за тысячу кубометров. Промышленным структурам группы "СКМ" Рината Ахметова, к примеру, ежегодное потребление порядка 6 млрд куб. м ресурса совокупно обходится в не менее чем в $2,5 млрд. Такой уровень затрат вполне объясняет приобретение энергохолдингом этой группы — ДТЭК — контроля над "Нефтегаздобычей" , крупнейшим частным игроком в секторе. В планах этого предприятия — опять же выход на "газовый миллиард" по году против 645 млн кубометров, добытых в 2012-м.

Иностранные игроки также заявляют о себе. В свое время нынешний владелец "КУБ-газа" предприниматель Ян Кульчик проявил заинтересованность к покупке данного актива по причине относительной дешевизны лицензионных участков и возможности применить современные (канадские) технологии. В 2010 году 70%-ная доля владения в "КУБ-газе" обошлась Кульчику в $45 млн. На данный момент, после 4-кратного увеличения добычи, капитализация этого пакета, по оценкам Dragon Capital, возросла до $185 млн.

Нетрадиционные риски

Частный сегмент украинской газодобычи отличает несколько примечательных нюансов. Заходящие в сектор игроки в большинстве своем действуют пока очень осторожно. Они предпочитают приобретать компании, располагающие лицензиями по уже исследованным участкам. К активным поисково-разведывательным работам новые украинские газодобытчики пока приступать не спешат.

Причина в том, что первая лицензия на поисково-разведывательные работы на участке позволяет извлекать только 10% от возможной мощности скважины. "Кроме того, в каждую новую скважину в зависимости от условий работы нужно вложить около $10 млн, а если место окажется "пустым", то и прибыли это не принесет", — объясняет один из участников этого бизнеса.

Михаил Гончар соглашается: бурение на новых лицензионных участках — большой риск для компании. По его словам, в цене активы "с неплохой историей добычи". В подтверждение этого собеседник Delo.UA приводит прошлогоднюю сделку с приобретением компанией Новинского 90% прав владения в ООО "Укргаздобыча".

Сейчас эта компания входит в нефтегазовое направление бизнеса Smart Energy, генеральный директор которого Алексей Тимофеев обрисовал еще один подход частных структур к развитию в секторе. "Добыча сланцевого газа пока слишком рискованный бизнес. Когда через пять лет иностранные компании смогут продемонстрировать какой-то результат, мы подумаем над этим направлением. Сейчас же слишком много рисков", — сказал он на прошлой неделе во время харьковской встречи с журналистами.

Это к тому, что добыча сланцевого газа в Украине традиционными игроками воспринимается больше, как политический проект. Несмотря на весьма внушительные оценки запасов этого ресурса в стране (по расчетам НИИ "Науканафтогаз", в будущем в Украине технически возможно извлечь 22 трлн куб. м сланцевого газа) и возникающие в связи с этим потенциальные выгоды. Таковые отечественный газодобывающий бизнес, похоже, готов полностью уступить голландской Shell и американской Chevron.