Чем "ИСД" не устраивает сталеплавильный бизнес в Польше

Отказ от выплавки стали на польском заводе позволит корпорации "ИСД" улучшить ситуацию на своем украинском металлургическом производстве

Во вторник, 21 мая, один из совладельцев "Индустриального союза Донбасса" (ИСД), председатель совета директоров корпорации Сергей Тарута заявил, что компания заинтересована в продаже сталеплавильного производства на польском метпредприятии ISD Huta Czestochowa. Для группы выпуск стали польским заводом на нынешнем этапе менее выгоден, чем ее производство в Украине, объяснил он.

В 2005 году украинская корпорация заплатила за комбинат Huta Czestochowa и доли владения в связанных с ним обществах (всего — шесть компаний) чуть менее $335 млн, обязавшись при этом инвестировать $72 млн в последующие три года. Сегодня польский актив интересен "ИСД" прежде всего своими перекатными мощностями, перерабатывающими стальной полуфабрикат (сляб), впускаемый на украинском предприятии группы — Алчевском металлургическом комбинате (АМК).

Такая схема реорганизации "стальных потоков" внутри корпорации, в изложении Сергея Таруты, предполагает отказ от второго металлургического передела на Huta Czestochowa. Потенциальный приобретатель цеха — компания, располагающая "на той же промплощадке" производство труб. Иных подробностей глава "ИСД" не сообщил.

В общем тренде

Однако ни сама новая программа корпорации по выпуску плоской металлопродукции, ни возможный покупатель ее польских сталеплавильных мощностей особой тайны не составляют. Что касается первой, то генеральный директор Алчевского меткомбината Тарас Шевченко в конце 2012-го заявлял в региональной прессе о заметном увеличении производства товарных слябов на предприятии. В ноябре прошлого года здесь нарастили их выпуск (до 136 тыс. тонн при общем месячном производстве конвертерной стали в 365 тыс. тонн) для поставок на зарубежные метактивы корпорации: венгерский Dunaferr и все ту же Huta Czestochowa.

А переговоры о продаже сталеплавильного производства польского меткомбината, скорее всего, проводятся с местной Alchemia group, уже покупавшей у ISD Polska некоторые ее активы. Так, в сентябре 2010-го британское агентство Steel Business Briefing (SBB) сообщило, что Alchemia приобрела за почти 32 млн евро предприятие Zaklad Produkcji Rur — трубное производство, входившее в состав ISD Huta Czestochowa. Тогда топ-менеджмент украинской корпорации аргументировал сделку тем, что ее польский трубный бизнес был менее всего интегрирован в цепочку производства листовой металлопродукции.

Продажу сталеплавильного передела комбината обосновать такими аргументами непросто. Но аналитики соглашаются — данный шаг "ИСД" вполне логичен. "Нельзя утверждать, что в свое время покупка метактива в Польше было ошибочной. До кризиса это вполне отвечало аксиоме развития вертикально-интегрированного бизнеса в черной металлургии с приобретением мощностей на дорогих/привлекательных рынках мира", — рассказывает вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик.

В последние годы, продолжает он, данная схема не срабатывает, причем — по макроэкономическим причинам. Затянувшийся долговой кризис в Евросоюзе приводит к тому, что крупные компании уже не усматривают стратегических перспектив в простом наращивании метмощностей в регионе. По прошлогодним заявлениям Eurofer, избыток таковых в ЕС составляет не менее 50 млн тонн стали в год. В текущем году ситуация не улучшается; в начале мая аналитики этой ассоциации огласили прогноз, согласно которому в 2013-м видимое стальное потребление в регионе упадет на 2% в сравнении с итогом-2012. В первом квартале данный показатель уже снизился более чем на 7% против января-марта минувшего года.

"Металлургические компании вынуждены сокращать мощности в Европе путем закрытия или продажи", — констатирует А. Сирик. Подтверждение своему тезису он усматривает в стратегии мирового лидера отрасли — группы ArcelorMittal, которая в прошлом году и в начале нынешнего прошла через не один скандал в связи с намерениями остановить ряд производств в Западной Европе — в частности, во Франции и в Бельгии.

Корректировка схемы

Осенью 2012 года российская группа "Мечел" выставила ряд активов на продажу в немалой степени из-за крупных долгов, общая сумма которых на тот момент превышала $9 млрд. У корпорации "ИСД", контроль над которой с начала 2010 года принадлежит группе российских инвесторов, долговое положение также не самое лучшее. На конец прошлого года аналитики оценивали долг группы в около/более $4 млрд; в "ИСД" приводили иную цифру — $2,8 млрд. Но в любом случае наличие многомиллиардного долга совсем не облегчает работу корпорации. Особенно в условиях, когда ее польский и украинский активы, упоминаемые в контексте возможной сделки, отработали прошлый год с немалыми убытками.

Для Huta Czestochowa размер последнего за 2012-й составил, по информации SBB, около 250 млн злотых (порядка 60 млн евро). Алчевский меткомбинат, в свою очередь, отчитался о свыше 1 млрд грн (более $125 млн) чистого убытка за прошлый год. Новая производственная схема "ИСД" способна изменить эти показатели в лучшую сторону, говорят эксперты.

"Если сравнивать себестоимость выплавки стали на Алчевском МК и Huta Czestochowa, то выходит разница в 60 евро/тонн в пользу первого. Конечно, доставка слябов с украинского предприятия на польское влечет за собой определенные расходы. Но и в данном случае выигрыш за украинским комбинатом в пределах 30 евро на каждой тонне стали", — подсчитывает представитель RCG.

Отказ от польского стального производства позволит корпорации сократить убытки на своем активе в этой стране и, одновременно, несколько выправить ситуацию на Алчевском метпредприятии, утверждает собеседник Delo.UA: "Наращивание выпуска слябов на последнем — для переката на мощностях Huta Czestochowa — приведет к улучшению финрезультатов АМК".

В прошлом году это украинское предприятие "ИСД" выплавило на 95 тыс. тонн стали больше, чем в позапрошлом. Но 3,87 млн тонн, выпущенные в 2012 году на Алчевском МК, — далеко не предел для предприятия. Его установленная мощность после масштабной и докризисной еще реконструкции позволяет ежегодно производить свыше 5 млн тонн стали. Этот резерв вполне перекрывает отчуждаемые мощности в Польше.

"Текущая загрузка украинских метзаводов "ИСД" (помимо АМК, корпорация контролирует в нашей стране и ДМК им. Дзержинского. — Ред.) составляет около 85%. Те 15%, которые не задействованы, позволяют выпускать 1 млн тонн стали. Это как раз равняется мощности по выплавке на польском активе корпорации. Но в последнее время Huta Czestochowa работала существенно ниже своей мощности", — комментирует Иван Дзвинка, аналитик ИК Eavex Capital. По его расчетам, на фоне убыточности и тяжелой ситуации в европейской металлургии стоимость сталеплавильного производства на польском комбинате "ИСД" вряд ли превышает $150 млн.

И это — еще довольно оптимистическая оценка в ситуации переизбытка предложений на нынешнем европейском рынке метактивов, когда таковые готовы передавать новым хозяевам за символические деньги, "лишь бы не закрывать". Как, допустим, поступили в феврале нынешнего года в "Мечеле", продав несколько своих румынских компаний за $70.